28 ноября 2019 года на заседании Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан рассмотрены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на строительство объектов образования города Нур-Султан
Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан, рассмотрев итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на строительство объектов образования города Нур-Султан, отмечает, что в целом использование бюджетных средств по данному направлению осуществляется в соответствии с целями, обозначенными в Государственной программе развития образования и науки, в Программе развития города Нур-Султан и в соответствующих бюджетных программах.
Практически все показатели результата бюджетных программ 028 и 037, в рамках которых осуществляется строительство объектов образования, ГУ «Управление строительства и жилищной политики города Нур-Султан» (далее – УСЖП) и ГУ «Управление регенерации городской среды города Нур-Султан» (далее – УРГС) достигнуты на 100%.
За охваченный период (2017, 2018 годы и первое полугодие 2019 года) в городе Нур-Султан за счет бюджетных средств осуществлено финансирование проектирования и строительства 58 объектов образования на общую сумму 23 582 266,6 тыс. тенге, в том числе 51 школа (в т.ч. 18 пристройки к школам) на 21 860 501,8 тыс.тенге и 7 детских садов на 1 721 764,8 тыс.тенге (завершено 15 объектов, из них 11 школ и 4 детских сада).
Проведенная работа по развитию сети организаций образования столицы (в т.ч. частных организаций) позволила за охваченный период значительно увеличить количество школ и детских садов.
Так, относительно 2016 года количество школ возросло на 17 единиц (из них 7 частных) или на 17,9 % составив 112 единиц (в т.ч. 18 частных), количество детских садов возросло на 112 единиц (из них 113 частных, число государственных в результате трансформации уменьшилось на 1 единицу) или на 53,1 % составив 323 единицы (в т.ч. 229 частных).
Вместе с тем, до настоящего времени в городе Нур-Султан продолжается бурный рост численности населения. За последние 5 лет население столицы выросло на 27,9 %, достигнув 1 116,0 тыс. человек, за этот же период численность учащихся общеобразовательных школ выросла на 55,7 %, достигнув 182,3 тыс. человек, численность воспитанников детских садов на – 46,8 %, достигнув 43,6 тыс. человек. В результате доля численности учащихся общеобразовательных школ в общей численности населения столицы увеличилась с 13,4 % в 2015 году до 16,3 % в 2019 году, доля численности воспитанников детских садов – с 3,4 % до 3,9%.
В результате, если по детским садам за период аудита удалось снизить дефицит мест на 63,6 % до 12 110 мест, то дефицит ученических мест увеличился на 128,9 % до 21 945 мест при 8 школах, работающих в 3 смены.
В ходе предыдущего аудиторского мероприятия по оценке реализации в городе Астане отдельных направлений Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, Ревизионной комиссией отмечалось, что проведенная до 2018 года и планируемая на предстоящий период работа местных исполнительных органов по развитию сети школ города, в том числе частных, не достаточна, для покрытия прогнозируемого роста учеников города. Однако существенных корректировок в соответствующие планы сделано не было.
Вместе с тем, отсутствует четкий механизм взаимодействия между структурными подразделениями акимата города Нур-Султан (Управление образования, Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений, УРГС и УСЖП) по вопросам целесообразности строительства объектов среднего образования в том или ином районе столицы, мониторинга количественных и качественных характеристик, влияющих на показатель переуплотненности объектов образования, строительства объектов образования в том числе в рамках исполнения протокольных поручений акимата города Нур-Султан. В дальнейшем данный факт влияет на сроки реализации строительства объектов социальной значимости.
Кроме того, реализация бюджетных инвестиционных проектов по строительству объектов образования также осуществлялась с нарушениями и недостатками, в том числе в сферах государственных закупок, архитектуры и градостроительства.
Так, объектами аудита допущены значительные нарушения при разработке, внесении изменений и исполнении проектно-сметной документации.
В результате при определении сметной стоимости по 4 Проектам завышена стоимость работ на общую сумму 439 950,6 тыс.тенге, в том числе УРГС – по 3 Проектам необоснованно завышена стоимость работ на общую сумму 409 446,0 тыс.тенге и УСЖП – по 1 проекту на 30 504,6 тыс.тенге. На момент проведения аудита по части из них осуществлена оплата работ по завышенной стоимости (на общую сумму 1 110,4 тыс.тенге).
При этом организациями, осуществляющими технический надзор, ненадлежащим образом исполнены договорные обязательства, а именно не обеспечено внесение предложений по изменению в ПСД при выявлении в них несоответствий.
УСЖП нарушения допущены также и при приемке работ:
- по проекту «Строительство пристройки к средней школе №57 в жилом массиве Промышленный, ул. Шарбакты здание №46» УСЖП не обеспечена достоверность подтверждения выполненных работ на общую сумму 5 483,6 тыс.тенге и не обеспечено выполнение работ в соответствии с проектно-сметной документацией на общую сумму 3 623,1 тыс. тенге;
- по проекту «Строительство школы в районе пересечения улиц А.Иманова и Е. Брусиловского в г.Астане» (без наружных инженерных сетей и благоустройства) не обеспечена достоверность подтверждения выполненных работ на общую сумму 65 286,4 тыс.тенге и не обеспечено выполнение работ в соответствии с проектно-сметной документацией на общую сумму 17 245,9 тыс. тенге.
К примеру, по обоим проектам имеют место факты укомплектования школ персональными компьютерами с более низкими техническими характеристиками, чем предусмотрено проектно-сметной документацией.
Однако в нарушение законодательства о государственных закупках к проектировщикам и подрядчикам, ненадлежащим образом исполнившим договорные обязательства, не приняты меры по признанию их недобросовестными участниками государственных закупок.
Значительной проблемой является несвоевременная передача наружных сетей объектов строительства (электроснабжения, теплоснабжения, телефонизации и др.) в коммунальную собственность. При этом фактическая эксплуатация данных сетей коммунальными организациями осуществляется и, соответственно, от их использования организации получают доход.
В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на 505 718,4 тыс.тенге, из них подлежит возмещению 21 993,3 тыс.тенге (возмещено в ходе аудита 18 470,3 тыс.тенге) и восстановлению 483 725,1 тыс.тенге (восстановлено в ходе аудита 69 695,4 тыс.тенге), а также 76 процедурных нарушений и 25 недостатков.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление и даны соответствующие поручения и рекомендации.
По фактам нарушений норм законодательства о государственных закупках и бухгалтерском учете и финансовой отчетности материалы направлены в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султан для принятия административных мер.
По фактам нарушений законодательства в сфере архитектуры и градостроительства материалы аудита направлены в Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султан.
По фактам завышения сметной стоимости строительства и приемки некачественных и невыполненных объемов работ материалы аудита направлены в Прокуратуру города Нур-Султан для принятия процессуального решения.