Подведены итоги деятельности Ревизионной комиссии по городу Астана за 2023 год
Рост экономики напрямую связан с грамотным планированием бюджета и его эффективным исполнением, что является основой благосостояния страны. Для эффективного исполнения бюджета требуется строгий государственный контроль. Одним из инструментов государственного контроля являются аудиторские мероприятия, направленные на соответствие использования бюджетных средств нормам законодательства и принятие мер по более эффективному их распределению.
Так, основной миссией Ревизионной комиссий по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия) является осуществление деятельности с максимальной пользой для столицы по повышению эффективности управления и использования средств местного бюджета и активов государства, выявление нарушений и недостатков при исполнении бюджета, а также проблемных вопросов, требующих комплексного решения.
Ежегодно в рамках реализации возложенных полномочий Ревизионной комиссией проводятся аудиторские мероприятия в соответствии с утвержденным Перечнем объектов государственного аудита.
Так, в 2023 году проведено 13 аудиторских мероприятий, где охвачено 60 объектов. Общий объем охваченных аудитом средств составил 170,4 млрд. тенге.
Ревизионной комиссией с учетом приоритетности для органов внешнего государственного аудита особое внимание уделяется аудиту эффективности. В результате такого подхода к работе, достигнуты следующие результаты:
- сумма финансовых нарушений составила 70,9 млрд.тенге, что на 14% больше, чем за прошлый год (62,0 млрд.тенге);
- сумма неэффективно использованных бюджетных средств и активов в текущем году составила 69,7 млрд.тенге что в 6 раз больше, чем за прошлый год (в 2022 году 10,7 млрд.тенге);
- сумма неэффективного планирования бюджетных средств 41,5 млрд.тенге что на 65,7% меньше, чем за прошлый год (в 2022 году - 121,0 млрд.тенге);
- сумма возможных потерь и упущенной выгоды составила 4,8 млрд.тенге, что на 77,7% больше, чем за прошлый год (в 2022 году –
2,7 млрд.тенге).
Из финансовых нарушений на сегодняшний день возмещены 343,2 млн. тенге (22,9%) из подлежащих к возмещению 1 496,7 млн. тенге, восстановлены 53,5 млрд. тенге (81%) из 66,0 млрд. тенге.
Кроме того, в деятельности объектов аудита выявлены 1 540 процедурных нарушений и 426 системных недостатков, которые создают риски допущения нарушений.
Основные итоги аудиторских мероприятий за 4 квартал показали:
- при оценке реализации проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) частными партнерами допущено не надлежащее исполнение договорных обязательств по своевременной передачи имущества в государственную собственность, что привело к судебным разбирательствам (к примеру, по проекту «Строительство и эксплуатация детских садов в городе Астане» детский сад на 360 мест в районе пересечения улиц с проектными наименованиями №29 и №36» объекты строительства не переданы в государственную собственность с момента введения в эксплуатацию по истечении более 3 лет (введены в 2020 году), наблюдается тенденция сокращения количества договоров, заключенных в рамках ГЧП (в 2020 году –2 договора, 2021 году – 6 договоров в рамках 1 проекта «Строительство и эксплуатация шести общеобразовательных школ в городе Нур-Султан», 2022 году – не заключено ни одного договора, в 2023 году – на стадии подготовки к заключению договора 1 проект);
- при проведении аудиторского мероприятия в Акиматах районов Есиль, Сарыарка, Байконыр и Алматы допущено не соблюдение требований законодательства о государственных закупках на общую сумму
13,7 млрд. тенге (некачественное составление технических спецификаций к договорам с подрядчиками, без обоснования и задания заказчика на замену объема, не приняты меры по признанию поставщика недобросовестным участником госзакупок), необоснованное завышение сметной стоимости на общую сумму 79,1 млн.тенге и неэффективное использование бюджетных средств на 38,9 млн.тенге
(в связи с отсутствием утвержденных тарифов и применения норм в сфере строительства на услуги по косьбе сорной растительности).
- по итогам аудиторского мероприятия в подведомственных организациях спорта установлено неэффективное планирование на общую сумму 9,1 млрд. тенге (по содержанию еще не переданных на баланс зданий физкультурно-оздоровительных комплексов, приобретению ипподрома, предназначенного для реабилитации детей-инвалидов, завышению штатной численности старших тренеров), факт незаконного перечисления бюджетных средств на личный карт-счет на 41,5 млн.тенге (ДЮСШОР №8), а также выплата денежных средств на питание спортсменам путем перечисления на карт-счет старшего тренера, что в свою очередь привело к потерям бюджета на общую сумму 68,2 млн.тенге (в Дирекциях развития спорта по олимпийским и неолимпийским видам).
- при аудите эффективности управления активами в ТОО «Astana Venue Management» установлены факты неэффективного планирования и использования активов государства на 1,1 млрд. тенге, оплаты труда творческого отдела, не участвовавшего в деятельности на 92,5 млн. тенге, использования без лимитов органа управления активов государства на закуп транспортных услуг в сумме 9,7 млн. тенге.
Основными причинами и условиями установленных нарушений и недостатков являются: слабая осведомленность должностными лицами объектов аудита требований отраслевого, бюджетного, финансового и иного законодательства, недостаточное организационное, правовое, кадровое, материально–техническое обеспечение деятельности отдельных объектов аудита, слабый ведомственный контроль за планированием и использованием бюджетных средств.
За отчетный период Ревизионной комиссией по городу Астана по всем проблемным вопросам и нарушениям заинтересованным организациям дано 97 рекомендации и 186 поручений. Все рекомендации и поручения с наступившими сроками исполнены в полном объеме.
Следует отметить, что в течении 2023 года Ревизионной комиссией по итогам аудиторских мероприятий направлены 39 рекомендаций в центральные государственные органы на устранение пробелов и противоречий, а также на совершенствование бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, из которых 27 приняты в работу.
По итогам аудиторских мероприятий объектами государственного аудита за допущенные нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности 62 должностных лица.
Кроме того, Ревизионной комиссией в уполномоченные органы и суды направлены 162 материала для привлечения к административной ответственности.
По итогам рассмотрения направленных материалов привлечены к административной ответственности в виде штрафа 136 лиц на общую сумму 8,7 млн. тенге, в том числе 100 должностных лиц на 8,4 млн. тенге и 36 юридических лиц на 0,3 млн. тенге, по 16 фактам административные производства находятся на стадии рассмотрения.
Также непосредственно Ревизионной комиссией возбуждены 34 административных дела и наложены штрафы на 6,1 млн.тенге.
Ввиду наличия признаков состава уголовного правонарушения переданы 9 материалов в прокуратуру города Астаны для рассмотрения и принятия процессуального решения.
Наряду с этим, Ревизионной комиссией проведены текущая и годовая оценка исполнения бюджета столицы. Проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ состояния корпоративного управления квазигосударственного сектора г. Астаны», по итогам которого соответствующим госорганам внесены необходимые рекомендации.
На интернет-ресурсе Ревизионной комиссии функционируют и постоянно обновляются рубрики по аудиторской, экспертно-аналитической деятельности, освещается текущая работа Ревизионной комиссии.
Ревизионная комиссия, как уполномоченный орган внешнего государственного аудита и финансового контроля в столице, в рамках своих компетенций взаимодействует с Высшей аудиторской палатой, Маслихатом, исполнительными органами, правоохранительными органами, общественными организациями и гражданами.
В частности взаимодействие с Маслихатом столицы и местными исполнительными органами осуществляется в представлении на рассмотрение маслихата отчета об исполнении местного бюджета, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа, а также в представлении результатов аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий в маслихат и Аппарат акима столицы.
Кроме того, депутаты маслихата принимают участие на заседаниях Ревизионной комиссии по рассмотрению итогов аудиторских мероприятий, Председатель и Члены, руководитель аппарата ревизионной комиссии участвуют на сессиях и заседаниях Маслихата и его постоянных комиссии, а также Общественного совета города.
В свою очередь, с Высшей аудиторской палатой взаимодействие заключается в ежеквартальном предоставлении информации о своей работе, проведении параллельных и совместных проверок, а также представлении предложений в Координационный совет органов государственного аудита и финансового контроля.
В части взаимодействия с администраторами бюджетных программ Ревизионной комиссией проводятся совместные совещания по рассмотрению нарушений и недостатков по итогам аудиторских мероприятий и рекомендаций для улучшения их деятельности.
Следует отметить, что Ревизионной комиссией уделяется важное внимание укреплению кадрового потенциала, в данном направлении также принимаются меры. К примеру, в 2023 году 7 сотрудников прошли обучение в ТОО «Центр исследований, анализа и отчетности», а также 6 сотрудников прошли обучение в Высшей аудиторской палате и в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
На основе принципа меритократии за последние годы 5 сотрудников Ревизионной комиссии назначены на вышестоящие должности – 3 Председателя Ревизионных комиссии по Актюбинской, Жетысу и Туркестанской областям, 2 члена Ревизионной комиссии области Улытау и города Астана.
На постоянной основе, в рамках правового всеобуча обеспечивается изучение нормативных правовых актов направленных на противодействие коррупции и соблюдение Этического кодекса государственных служащих.
Ежегодно проводятся семинар-совещания с участием сотрудников Департамента Национального бюро по противодействию коррупции и Управления профилактики коррупции Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.
В текущем 2024 году Ревизионной комиссией по городу Астана будут продолжены мероприятия, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств и активов государства. Планируется провести 19 мероприятий, в том числе 16 аудиторских на 57 объектах с охватом 488,8 млрд.тенге, 3 экспертно-аналитических мероприятия.