Положение о Ревизионной комиссии
Утверждено решением
маслихата города Астаны
от 30 сентября 2022 года
№ 248/32-VII
(с внесенными изменениями и дополнениями
от 12 апреля 2023 года № 23/2-VIII)
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном учреждении
«Ревизионная комиссия по городу Астана»
Настоящее Положение определяет статус, полномочия и организацию работы Ревизионной комиссии по городу Астана.
- Общие положения
- Ревизионная комиссия по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия) является государственным органом, осуществляющим внешний государственный аудит и финансовый контроль за исполнением местного бюджета.
- 2. Ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность в пределах соответствующей административно-территориальной единицы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, Регламентом Ревизионной комиссии, а также настоящим Положением.
- Ревизионная комиссия является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, логотип, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.
- Ревизионная комиссия вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
- Ревизионная комиссия имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
- Ревизионная комиссия в пределах своей компетенции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя Ревизионной комиссии и постановлениями Ревизионной комиссии.
- Структуру Ревизионной комиссии образуют Председатель, четыре члена и аппарат Ревизионной комиссии.
Лимит штатной численности Ревизионной комиссии утверждается Президентом Республики Казахстан. - Юридический адрес Ревизионной комиссии: Республика Казахстан, 010000, город Астана, район «Сарыарка», проспект Сарыарка, 13.
- Полное наименование государственного органа – государственное учреждение «Ревизионная комиссия по городу Астана».
- Положение о Ревизионной комиссии утверждается маслихатом города Астаны.
- Настоящее Положение является учредительным документом Ревизионной комиссии.
- Финансирование деятельности Ревизионной комиссии осуществляется за счет средств бюджета города Астаны.
- Ревизионной комиссии запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Ревизионной комиссии.
Если законодательными актами Республики Казахстан Ревизионной комиссии предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход государственного бюджета.
- Миссия, основные задачи, функции, права и обязанности Ревизионной комиссии
- Миссией Ревизионной комиссии является повышение эффективности управления и использования средств местного бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора в целях укрепления финансовой дисциплины и обеспечения экономической стабильности на территории города Астаны.
- Основные задачи Ревизионной комиссии:
1) осуществление внешнего государственного аудита и финансового контроля на местном уровне за исполнением местного бюджета, использованием активов государства и субъектов квазигосударственного сектора;
2) контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственных закупках и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области исполнения местных бюджетов, использования средств бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора;
3) анализ и оценка исполнения местных бюджетов, реализации планов развития областей, городов республиканского значения, столицы и бюджетных программ.
- Ревизионная комиссия в пределах города Астаны осуществляет следующие функции:
1) аудит эффективности:
планирования и исполнения местного бюджета в соответствии с принципами бюджетной системы Республики Казахстан с подготовкой отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа;
использования связанных грантов, бюджетных инвестиций, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства и активов государства;
влияния деятельности местного исполнительного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления;
реализации документов Системы государственного планирования в части исполнения соответствующего бюджета и использования активов государства, а по поручениям Президента Республики Казахстан также по иным направлениям;
обоснованности планирования, реализуемости и эффективности осуществления местным исполнительным органом и субъектами квазигосударственного сектора закупок товаров, работ, услуг;
ценообразования, включая оценку разницы между размером выделенных (затраченных) местных финансовых ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг и рыночной стоимостью приобретенных товаров, работ, услуг;
правления активами субъектов квазигосударственного сектора;
налогового администрирования;
договоров;
в сфере охраны окружающей среды;
в сфере информационных технологий;
деятельности объектов государственного аудита;
2) аудит соответствия:
достоверности и правильности ведения объектами государственного аудита бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
выполнения местным исполнительным органом и субъектами квазигосударственного сектора условий договоров;
полноты и своевременности поступлений в местный бюджет, взимания поступлений в бюджет, а также правильности возврата, зачета ошибочно (излишне) оплаченных сумм из местного бюджета;
использования средств местного бюджета, в том числе выделенных из вышестоящего в нижестоящий бюджет в виде целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;
использования субъектами квазигосударственного сектора выделенных им средств местного бюджета в соответствии с финансово-экономическим обоснованием;
3) аудит консолидированной финансовой отчетности местного бюджета, аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений.
- Права Ревизионной комиссии:
1) запрашивает и получает от местного исполнительного органа города Астаны, государственных органов, физических и юридических лиц сведения о составе и форматах данных ведомственных информационных систем, а также документацию (информацию), необходимые для формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и осуществления государственного аудита, подготовки отчетов об исполнении бюджета, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
2) выносит обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и рассмотрении ответственности должностных лиц, их допустивших;
3) получает в соответствии с законодательством Республики Казахстан доступ к государственным и иным информационным системам, необходимым для проведения государственного аудита;
4) получает информацию государственных органов и организаций об исполнении рекомендаций и предписаний, с приложением подтверждающих документов в установленные постановлением или предписанием сроки;
5) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внешнего государственного аудита;
6) вносит по итогам государственного аудита предложения о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности лицам, их назначившим;
7) вносит в маслихат города Астаны (далее – маслихат) предложения по выявленным фактам несоблюдения должностными лицами нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также по результатам аудита эффективности;
8) осуществляет экспертно-аналитическую деятельность в отношении бюджета города Астаны;
9) возбуждает производства по делу об административном правонарушении в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
10) рассматривает дела об административных правонарушениях, составляет по ним протокола и налагает административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
11) принимает участие в проведении совместных или параллельных проверках с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) и другими государственными органами по согласованию;
12) привлекает для проведения государственного аудита соответствующих специалистов государственных органов (по согласованию с ними), а также при необходимости аудиторские организации, экспертов с оплатой их услуг в пределах выделенных из бюджета средств;
13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
- Обязанности Ревизионной комиссии:
1) утверждает аудиторское заключение на основании аудиторских отчетов и (или) аудиторских отчетов по финансовой отчетности;
2) принимает постановления Ревизионной комиссии;
3) принимает меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе аудиторского мероприятия и экспертно-аналитических мероприятий нарушений и недостатков;
4) передает материалы в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях, с приложением аудиторских доказательств, в случаях выявления в действиях должностных лиц объекта государственного аудита признаков уголовных или административных правонарушений;
5) предъявляет иск в суд в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания Ревизионной комиссии;
6) признает результаты государственного аудита, проведенного другими органами государственного аудита и финансового контроля, за исключением документов служб внутреннего аудита, если они не признаны судом незаконными в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан;
7) сокращает объем государственного аудита, в случаях признания результатов государственного аудита, приняв за основу материалы государственного аудита, проведенного другими органами государственного аудита и финансового контроля;
8) осуществляет регистрацию аудиторских мероприятий и проверок в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) размещает материалы государственного аудита и финансового контроля, отчетность в ведомственных информационных системах Ревизионной комиссии и Единой базе данных по государственному аудиту и финансовому контролю, а также в согласованные сроки осуществляет обмен информацией о перечнях объектов государственного аудита на соответствующий годдо их утверждения, в целях эффективного планирования проведения государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий;
10) согласовывает перечни объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к ним с органами государственного аудита и финансового контроля в целях исключения дублирования проверок;
11) направляет постановления и предписания руководителям государственных органов и организаций для рассмотрения и исполнения в указанные в них сроки или, если срок не указан, в течение тридцати календарных дней со дня их получения;
12) осуществляет на системной основе мониторинг исполнения данных ими в аудиторском заключении рекомендаций и направленных для обязательного исполнения предписаний;
13) анализирует систематически итоги проводимых аудиторских мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных нарушений и недостатков в процессе исполнения бюджета, использования активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, а также разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой системы Республики Казахстан и представляет их на рассмотрение соответствующим уполномоченным органам;
14) обеспечивает исполнение решений Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля и представление соответствующей информации в Высшую аудиторскую палату;
15) предоставляет информацию об исполнении местного бюджета по запросу Высшей аудиторской палаты;
16) размещает информацию о своей деятельности в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
17) обеспечивает в пределах своей компетенции принятие мер по противодействию коррупции.
- Организация деятельности Ревизионной комиссии и полномочия ее должностных лиц
- Состав руководства Ревизионной комиссии представлен Председателем и четырьмя членами, назначаемыми сроком на пять лет.
- Председатель Ревизионной комиссии назначается на должность и освобождается от должности маслихатом по представлению Высшей аудиторской палаты и согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан.
- Члены Ревизионной комиссии назначаются и освобождаются от должности маслихатом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
- Полномочия Председателя Ревизионной комиссии:
1) осуществляет общее руководство и несет предусмотренную законами Республики Казахстан ответственность за выполнение возложенных на Ревизионную комиссию задач и функций;
2) утверждает регламент Ревизионной комиссии;
3) организует работу членов Ревизионной комиссии и аппарата Ревизионной комиссии;
4) представляет Ревизионную комиссию в иных государственных органах, организациях Республики Казахстан и за ее пределами;
5) утверждает структуру аппарата и штатное расписание Ревизионной комиссии в пределах утвержденной штатной численности и средств, предусмотренных в городском бюджете;
6) назначает на должности и освобождает от должностей руководителя и работников аппарата Ревизионной комиссии в установленном законодательством порядке Республики Казахстан;
7) поощряет работников Ревизионной комиссии и налагает дисциплинарные взыскания на них в установленном с законодательством о государственной службе порядке;
8) в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания, проверяет их исполнение, подписывает постановления и предписания, принятые на заседаниях Ревизионной комиссии;
9) утверждает перечень объектов государственного аудита на соответствующий год, предусматривающий организацию государственного аудита на основании системы управления рисками;
10) дает поручения членам Ревизионной комиссии на проведение государственного аудита и (или) встречной, совместной и параллельной проверок;
11) определяет состав государственных аудиторов Ревизионной комиссии, которые участвуют в проведении аудиторских мероприятий в пределах компетенции Ревизионной комиссии;
12) определяет необходимость проведения контроля качества аудиторской, экспертно-аналитической деятельности Ревизионной комиссии на предмет соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля, в том числе с доступом на объект государственного аудита;
13) беспрепятственно знакомится с документацией, относящейся к вопросам государственного аудита за исполнением местного бюджета и использованием активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, с учетом соблюдения режима секретности, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;
14) требует и получает в установленный им срок от объектов государственного аудита необходимые справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением аудиторских мероприятий;
15) вносит на рассмотрение маслихата предложения по кандидатурам членов Ревизионной комиссии при назначении, а также их освобождении;
16) вправе присутствовать на заседаниях акимата города Астаны;
17) образовывает консультативно-совещательные и консультативно-экспертные органы при Председателе Ревизионной комиссии;
18) возлагает обязанности Председателя Ревизионной комиссии, в случае своего отсутствия в соответствие с действующим законодательством, на одного из членов Ревизионной комиссии;
19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
- Полномочия членов Ревизионной комиссии:
1) организуют и осуществляют аудиторскую, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность Ревизионной комиссии;
2) несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, не создают препятствия функционированию проверяемых объектов государственного аудита и не вмешиваются в их текущую хозяйственную деятельность;
3) имеют беспрепятственный доступ к документации, относящейся к вопросам планирования и проведения государственного аудита за исполнением местных бюджетов и использованием активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, с учетом соблюдения режима секретности, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;
4) требуют и получают в установленные ими сроки от объектов государственного аудита необходимые справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с осуществлением государственного аудита;
5) самостоятельно принимают решения в пределах своей компетенции, по вопросам возглавляемых (курируемых) ими направлений деятельности;
6) в пределах своей компетенции утверждают программы государственного аудита с определением объемов необходимых ресурсов для эффективной организации государственного аудита, подписывают предписания в соответствии с распределением обязанностей по организации аудиторской деятельности;
7) дают в соответствии с утвержденным перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год поручения работникам аппарата Ревизионной комиссии на проведение государственного аудита;8) вправе присутствовать на заседаниях акимата города Астаны;
9) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
- Председателю и членам Ревизионной комиссии выдаются удостоверения, подписываемые секретарем маслихата города Астаны.
- Ревизионная комиссия извещает за тридцать календарных дней маслихат города Астаны о предстоящем истечении срока полномочий Председателя и членов Ревизионной комиссии.
- Председатель и члены Ревизионной комиссии досрочно освобождаются от должности вследствие:
1) принятия решения маслихатом об увольнении;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении их;
3) признания в установленном порядке ограниченно дееспособными или недееспособными;
4) нарушения присяги, законов Республики Казахстан, актов Президента Республики Казахстан и настоящего Положения, совершения порочащего поступка, не совместимого с их статусом, несоблюдения должностных обязанностей;
5) смерти, а также в случае признания безвестно отсутствующими или объявления умершими;
6) прекращения гражданства Республики Казахстан;
7) выезда на постоянное местожительство за пределы Республики Казахстан;
8) назначения на другую должность.
- В случае досрочного прекращения полномочий Председателя и члена Ревизионной комиссии в виде подачи заявления об увольнении, Председатель и член Ревизионной комиссии письменно уведомляют маслихат не позднее чем за один месяц до подачи соответствующего заявления об увольнении.
- Проведение аудиторских мероприятий, а также информационно-аналитическая, правовая, консультативная, организационная и иная деятельность Ревизионной комиссии обеспечивается аппаратом Ревизионной комиссии. Аппарат Ревизионной комиссии состоит из должностных лиц, являющихся административными государственными служащими, возглавляется руководителем аппарата, назначаемым Председателем Ревизионной комиссии.
- Права, обязанности и ответственность работников аппарата, а также условия прохождения ими государственной службы определяются законодательством о государственной службе, трудовым законодательством, законодательством о государственном аудите и финансовом контроле и настоящим Положением.
- Переподготовка и повышение квалификации работников аппарата Ревизионной комиссии осуществляются в соответствии состатьей 39 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле».
- Деятельность Ревизионной комиссии осуществляется в соответствии с перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемым Председателем Ревизионной комиссии. Не допускается внесение изменений в перечень объектов государственного аудита на соответствующий год Ревизионной комиссии, за исключением поручений Президента Республики Казахстан, запросов Высшей аудиторской палаты, основанных на поручениях Администрации Президента Республики Казахстан, решений соответствующих маслихатов и инициативы Председателя Ревизионной комиссии.
- При осуществлении своей деятельности Ревизионная комиссия независима от объекта государственного аудита. Независимость Ревизионной комиссии обеспечивается недопустимостью:
1) неправомерного вмешательства государственных органов и иных организаций в деятельность Ревизионной комиссии;
2) привлечения государственных аудиторов и иных должностных лиц Ревизионной комиссии по запросам государственных органов для проведения проверок, не предусмотренных в перечне объектов государственного аудита на соответствующий год.
- Государственный контроль и надзор использования Ревизионной комиссией средств местного бюджета осуществляется с согласия или по поручению маслихата города Астаны.
- Принятие решений Ревизионной комиссии осуществляется коллегиально на заседании.
- На заседании Ревизионной комиссии рассматриваются итоги государственного аудита, вопросы планирования, методологии, иные вопросы, требующие коллегиального решения.
- Заседания Ревизионной комиссии проводятся в открытой или закрытой форме. Решения Ревизионной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа состава Ревизионной комиссии, присутствующего на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
- Порядок проведения заседаний Ревизионной комиссии, вопросы организации работы и другие вопросы определяются регламентом Ревизионной комиссии.
- Ежегодно Ревизионной комиссией составляется и представляется на рассмотрение маслихата отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год по форме и структуре, определенной процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по предоставлению Ревизионными комиссиями отчета об исполнении местного бюджета маслихатам, утверждаемым Высшей аудиторской палатой.
- Ревизионной комиссией ежеквартально представляется информация Высшей аудиторской палате о своей работе за отчетный период по форме и структуре, определяемых процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по предоставлению Ревизионными комиссиями информации Высшей аудиторской палате, утверждаемым Высшей аудиторской палатой.
- Имущество Ревизионной комиссии
- Ревизионная комиссия может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
- Имущество Ревизионной комиссии формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
- Имущество, закрепленное за Ревизионной комиссией, относится к коммунальной собственности.
- Ревизионная комиссия не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
- Материально-техническое и медицинское обеспечение, а также транспортное обслуживание Председателя, членов и работников аппарата Ревизионной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
- Реорганизация и упразднение Ревизионной комиссии
- Реорганизация и упразднение Ревизионной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.