Системные проблемы эффективности использования бюджетных средств в социальной сфере столицы
Деятельность Ревизионной комиссии по городу Астана в современных условиях имеет важное значение в системе государственного аудита и ее эффективность зависит от качественного выполнения своей миссии с максимальной пользой для столицы.
Основной ориентир Ревизионной комиссии направлен на защиту региональных интересов с обеспечением эффективного управления местным бюджетом, усилением финансовой дисциплины с учетом новых концепций бюджетной политики, что позволит оценить существующие экономические механизмы и оперативно разработать рекомендации по повышению рационального использования средств местного бюджета и активов государства.
Так, за 1 квартал 2025 года проведены заседания по 3 аудиторским мероприятиям с участием председателя и депутатов Маслихата города Астаны, заместителя акима столицы, которыми охвачены 17 объектов, из них в государственных органах и учреждениях – 3; в объектах квазигосударственного сектора – 14. Общая сумма охваченных аудитом средств составила 55,5 млрд. тенге.
По итогам аудиторских мероприятий выявлены нарушения на общую сумму 12,3 млрд.тенге или 22,1% к объему охваченных аудитом средств, в том числе:
финансовые – 1,2 млрд.тенге, которые подлежат возмещению в бюджет и/или восстановлению приведением документов в соответствие и/или выполнением работ;
неэффективного использования бюджетных средств – 9,8 млрд.тенге;
неэффективного планирования – 1,3 млрд.тенге.
Кроме того, в деятельности объектов аудита выявлены 493 нарушений выполнения порядка процедур и 58 системных недостатков.
Из финансовых нарушений на сегодняшний день возмещены 205,7 млн. тенге (82,7%) из подлежащих к возмещению 248,5 млн.тенге, восстановлены 751,8 млн.тенге (81,4%) из 923,9 млн.тенге.
Итоги аудиторских мероприятий в социальной сфере города Астаны – в сферах культуры, образования и здравоохранения за отчетный период продолжают показывать наличие фактов нарушений, требующие пристального внимания со стороны руководства города.
Культура - отсутствие связей между планами и результатами
В сфере культуры отмечается отсутствие согласованности между ключевыми стратегическими документами: Планом развития города, Концепцией культурной политики и развития креативных индустрий и бюджетными программами. Показатели результативности деятельности Управления культуры и подведомственных организаций не позволяют объективно оценивать достижения и фактические результаты.
Отсутствие эффективного мониторинга, искажение отчётных данных и слабая управленческая дисциплина при планировании бюджетных средств привели к значительным финансовым потерям. Только в 2022–2024 годах были переплачены субсидии на сумму свыше 460 млн тенге, допущено нецелевое использование трансфертов из республиканского бюджета, а также системные ошибки в составлении бюджетных заявок.
Так, Управлением культуры в нарушение бюджетного законодательства осуществлено выделение субсидий на общую сумму 7,6 млрд. тенге (2022 год – 2,3 млрд. тенге, 2023 год – 4,1 млрд. тенге и 2024 год – 1,2 млрд. тенге) на покрытие убытков ГККП «Дирекция по проведению культурных мероприятий», которая не относится к организациям, подлежащим субсидированию, приведшие к неэффективному планированию.
Образование - слабая связь с рынком труда и дефицит ответственности
В системе технического и профессионального образования фиксируется низкий уровень трудоустройства выпускников по специальности – в среднем 47,5%, несмотря на наличие государственного заказа, формируемого по потребностям рынка труда, что указывает на слабое взаимодействие колледжей с работодателями.
Управление образования не определило цели и показатели эффективности подведомственных организаций, что препятствует результативному планированию и мониторингу (в заключенных договорах между Управлением образования и организациями ТиПО отсутствует расшифровка, обосновывающая сумму договора и направление подготовки кадров, а также израсходованы бюджетные средства за счет дополнительного финансирования расходов подведомственных организаций ТиПО, которые включены в норматив подушевого финансирования). Завышение штатных единиц, неэффективное планирование фонда оплаты труда, необоснованные расходы на содержание столовых и выплаты стимулирующих надбавок без соответствующих оснований свидетельствуют о низкой управленческой культуре и формализме.
Здравоохранение - кадровый дефицит и риски утраты качества
В поликлиниках столицы наблюдается чрезмерная нагрузка на врачей: на одну медицинскую организацию в среднем приходится 40 тысяч прикреплённого населения. Рост миграции и наличие не застрахованного в системе ОСМС населения затрудняет своевременное выявление заболеваний и получение гарантированного объема медицинской помощи.
Ключевыми факторами снижения качества медуслуг остаются высокая текучесть кадров, вызванная низкой заработной платой и эмоциональным выгоранием. Нарушения в планировании и использовании средств, закупе лекарств и оборудовании также привели к значительным потерям: например, экономические потери от завышенных цен закупа у единого дистрибьютора составили 296,6 млн тенге.
В подведомственных организациях Управления общественного здравоохранения при расчетах фонда оплаты труда допущены нарушения принципов бюджетной системы, приведшие к неэффективному планированию и использованию активов государства на 881,6 млн.тенге.
Кроме того, аудит показал простаивание основных средств в процессе деятельности медицинских организаций, что привело к неэффективному использованию активов государства на 83,2 млн.тенге (в Поликлинике №11 не используются и хранятся на складе закупленные основные средства (оргтехника) на 4,9 млн.тенге; в Поликлинике № 14 два автомобиля стоимостью 29,3 млн.тенге переданы в ГКП на ПХВ «Многопрофильная детская больница №3», также не используется аппарат медицинского лазерного излучения «Медиолла-Компакт» стоимостью 10,2 млн.тенге в связи с поздним получением лицензии; в Поликлинике № 13 простаивает 7 единиц автотранспорта на сумму 15,9 млн. тенге, а также встроенные нежилые помещения балансовой стоимостью 22,8 млн. тенге не используются по причине необходимости проведения ремонта помещений).
Сложившаяся ситуация требует системных изменений в подходах к управлению социальной сферой, внедрения механизмов ответственности, цифрового мониторинга и ориентации на реальные результаты.
С более подробной информацией можно ознакомиться в аудиторских заключениях, размещенных на официальном сайте Ревизионной комиссии www.rkastana.gov.kz.
По выявленным в ходе аудиторских мероприятий нарушениям в течение отчетного периода продолжена работа по взаимодействию с судебными и правоохранительными органами для привлечения к дисциплинарной и административной ответственности объектов аудита.
Так, за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечены 54 должностных лица. В уполномоченные органы и в суд для рассмотрения и принятия решения направлены материалы по 58 фактам, по результатам рассмотрения которых:
- по 34 фактам привлечены юридические лица и должностные лица с наложением штрафа на сумму 6,2 млн.тенге;
- по 18 фактам административные производства находятся на стадии рассмотрения.
Также Ревизионной комиссией возбуждены 8 административных дел, из них 7 рассмотрены и наложены штрафы на 1,3 млн. тенге.
Вместе с тем, за отчетный период местным уполномоченным органам и объектам аудита направлены 19 рекомендаций и 60 поручений по устранению выявленных нарушений и недостатков в работе.
Вопрос повышения эффективности использования бюджетных средств и активов государства, предупреждение и минимизация нарушений норм законодательства Республики Казахстан стоит на постоянном контроле в Ревизионной комиссии столицы и в целях укрепления финансовой дисциплины работа в данном направлении будет продолжена.
Данная статья опубликована в газете «Вечерняя Астана» от 3 мая 2025 года № 51 (4813).
ГУ «Ревизионная комиссия по городу Астана»