Статья «Итоги деятельности Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан за 2021 год»

Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан твердо занимает свое место в системе органов внешнего государственного аудита и финансового контроля. Целью ее деятельности является повышение эффективности управления и использования средств местного бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.

В рамках реализации возложенных полномочий Ревизионной комиссией, за 2021 год проведены 18 аудиторских мероприятий, которыми охвачены 68 объектов аудита на общую сумму 281 380,2 млн.тенге, а именно:

- в государственных органах – 98 074,7 млн.тенге;

- в субъектах квазигосударственного сектора – 183 305,5 млн.тенге.

Общая сумма выявленных нарушений составила 1 198 746,1 млн. тенге, из которых на финансовые нарушения приходится 1 095 867,2 млн. тенге или 91,4%; неэффективно использовано бюджетных средств и активов – 13 908,9 млн. тенге или 1,2%; неэффективное планирование – 88 970,0 млн. тенге или 7,4%.

Кроме того, в деятельности объектов аудита выявлены 1 586 процедурных нарушений и 595 системных недостатков.

По итогам аудиторских мероприятий предъявлено к возмещению – 4 455,4 млн.тенге, восстановлению – 1 091 411,7 млн.тенге, из них:

- возмещено – 4 010,2 млн. тенге или 90,0%;

- восстановлено – 1 090 310,0 млн.тенге или 99,9%.

В разрезе аудиторских мероприятий с более подробной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Ревизионной комиссии www.rkastana.gov.kz.

Вместе с тем, следует отметить, итоги аудитов субъектов квазигосударственного сектора показали, что объектами допускается неэффективное использование активов государства. К примеру, АО «Астана-Теплотранзит» неэффективно используются активы, связанные с учетом электроэнергии, которые предусмотрены для эффективного потребления и учета электроэнергии на сумму 393,6 тыс.тенге, ежегодно расходуются средства на содержание 5 насосных станций, не числящихся на балансе. В АО «Астана-Энергия» закупались активы, которые в последующем не использовались, так на складе ТЭЦ 2 выявлены активы на 24,2 млн.тенге, которые приобретены в 2015-2019 годах, но по сегодняшний день так и не использовались.

Анализ выявленных нарушений в части полноты и своевременности неналоговых поступлений в бюджет показывает, что в управлениях жилья и жилищной инспекции, активов и государственных закупок города Нур-Султан прогнозирование объемов поступлений осуществляется некорректно. Так, в Управлении жилья и жилищной инспекции при планировании не учитывались достраиваемые объекты, предназначенные для аренды и продажи гражданам квартир, а также отмечаются случаи недопоступления платежей по аренде жилищ, сложившиеся ввиду имеющейся задолженности нанимателей. В Управлении активов и государственных закупок не проводится работа по обеспечению платы за сервитут по земельным участкам, находящимся в коммунальной собственности.

Продолжают иметь место системные нарушения в части несоблюдения норм законодательства Республики Казахстан в сфере бухгалтерского учета при начислении заработной платы, ненадлежащего исполнения работниками своих функциональных обязанностей, необеспечения со стороны руководящего состава должного контроля. Например, в Управлении физической культуры и спорта установлены факты завышения объемов финансирования за счет неправомерного включения надбавок за особые условия труда, а также присутствуют факты завышения количества ставок тренеров-педагогов и медицинских работников в бюджетных заявках. В рамках реализации субсидирования убытков перевозчиков со стороны Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры отмечается слабый контроль за деятельностью автобусных парков, не соблюдаются требования Правил субсидирования и Методики расчетов тарифов в части занижения норм накладных расходов и коэффициентов рентабельности, что влияет на суммы выделенных субсидий и в свою очередь – убыточность автобусных парков.

В качестве основных мер реагирования за нарушения по итогам аудиторских мероприятий, помимо восстановления и возмещения средств, остаются наложение дисциплинарной и административной ответственности к объектам аудита.

Так, в течение 2021 года за допущенные нарушения к ответственности привлечено 251 должностное лицо, в том числе к дисциплинарной - 104, к административной - 147 (наложены штрафы на общую сумму 21,6 млн.тенге).

Вместе с тем, за 2021 год местным исполнительным органам, уполномоченным органам, органам государственного управления и объектам аудита направлены 79 рекомендаций и 260 поручений по устранению выявленных нарушений и недостатков в работе.

По всем проблемным вопросам информация по итогам проведенных аудиторских мероприятий на постоянной основе направляется в Маслихат и Акиму города Нур-Султан.

В целях укрепления финансовой дисциплины и обеспечения экономической стабильности в столице в дальнейшем, Ревизионной комиссией будут продолжены мероприятия, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств и активов государства, предупреждение и минимизацию нарушений норм законодательства Республики Казахстан.

ГУ «Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан»