Итоги государственного аудита консолидированной финансовой отчетности местного бюджета за 2024 год
22 мая 2025 года на очередном заседании Ревизионной комиссии по городу Астана с участием депутатов маслихата, представителей объектов аудита подведены итоги государственного аудита консолидированной финансовой отчетности местного бюджета за 2024 год.
Проведенный аудит показал, что консолидированная финансовая отчетность местного бюджета (далее – КФО МБ) и администраторов бюджетных программ (далее - АБП), охваченных аудитом, отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение, результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
Однако, на основании полученных аудиторских доказательств, по результатам аудита КФО МБ было выражено мнение с оговоркой, так как получен вывод о том, что влияние установленных искажений на финансовую отчетность является существенным для финансовой отчетности в целом, но не всеобъемлющим.
Мнение выражено на основании материалов, полученных в ходе проведения аудита в управлениях финансов, цифровизации и государственных услуг, инвестициям и развитию предпринимательства, архитектуры и градостроительства и земельных отношений, занятости и социальной защиты, а также использованы данные финансовых отчетностей и централизованной электронной платформы бухгалтерского учета прочих администраоров бюджетных программ.
В результате аудиторских процедур установлены искажения консолидированной финансовой отчетности за 2024 год на общую сумму 30 255,7 млн.тенге, из которых финансовые нарушения подлежащие восстановлению - 19 328,1 млн. тенге (полностью восстановлены в ходе аудита) и процедурные нарушения - 10 927,6 млн. тенге, 12 процедурных нарушений и 5 недостатков системного характера, а также сумма финансовых нарушений подлежащих возмещению на 2,8 млн.тенге (полностью возмещены в ходе аудита)
Между тем, при анализе итогов аудита КФО прошлых лет отмечается идентичность нарушений устанавливаемых ежегодно Ревизионной комиссией по характеру и сути не позволяющих выразить положительное мнение о КФО МБ:
- за 2020 год отказано в выражении мнения, допущено финансовых нарушений на общую сумму 1 075 243,2 млн. тенге (подлежащих восстановлению по учету), 84 процедурных и 14 системных нарушений;
- за 2021 год выражено мнение с оговоркой, искажение КФО составило на сумму 73 196,0 млн.тенге, из них подлежащих восстановлению по бухгалтерскому учету - 57 446,2 млн.тенге, 82 нарушения процедурного и 23 системного характера;
- за 2022 год выражено мнение с оговоркой, искажение КФО на сумму 60 197,3 млн.тенге, из них подлежащие восстановлению по бухгалтерскому учету - 56 776,9 млн. тенге, 25 процедурных и 8 системных недостатков;
- за 2023 год выражено мнение с оговоркой, искажение КФО на сумму 39 790,4 млн. тенге, из них подлежащие восстановлению 30 715,7 млн. тенге, 35 процедурных нарушений и 8 недостатков системного характера.
Как видно, складывается положительная динамика по результатам аудита Ревизионной комиссии, указывающая на определенную «работу над ошибками» со стороны ответственных лиц, повышение их компетентности при составлении консолидированной финансовой отчетности.
Основными причинами, приведшими к искажению финансовых отчетностей, послужило несоблюдение требований по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчётности отдельными администраторами бюджетных программ.
Наиболее частым нарушением отмечено не отражение в бухгалтерском учете земельных участков, к примеру по Управлению занятости и социальной защиты в бухгалтерском учете не оприходованы земли подведомственных организаций общей стоимостью 332,1 млн. тенге (КГУ «Центр ресоциализации «Демеу», КГУ «Кризисный центр Үміт», КГУ «Центр социального обслуживания «Нұрлы жүрек»), управлениями физической культуры и спорта, молодежной политики и 12-тью подведомственными организациями Управления образования общей стоимостью 1 668,1 млн.тенге.
Кроме того, КГУ «Центр социального обслуживания «Камкор» не проводилась переоценка для определения справедливой стоимости 5-ти объектов недвижимости в нарушение законодательства не осуществлена капитализация затрат на увеличение балансовой стоимости зданий после капитального ремонта на 115,4 млн. тенге.
Управлением по инвестициям и развитию предпринимательства допущены ряд искажений:
- при передаче здания общежития АО «СПК «Astana» в счет увеличения размера уставного капитала, не обоснованно произведено обесценение стоимости земельного участка – 37,3 млн.тенге;
- недостоверно отражено по данным бухгалтерского учета выбытие долгосрочных активов на 183,2 млн.тенге;
- не подтверждена обоснованность отраженной первоначальной стоимости основных средств на сумму 42,3 млн. тенге;
- при отражении долгосрочных финансовых инвестиций по вновь созданным ТОО «Центр развития туризма «ASTANA TOURISM» и ТОО «Комфорт отель Астана» на 133,5 млн.тенге;
- в рамках договора доверительного управления государственным имуществом доверительным управляющим АО «СПК «Astana» не обеспечена сохранность имущества балансовой стоимостью 2,8 млн. тенге.
Не отражение по данным бухгалтерского учета активов государства на общую сумму 12 938,1 млн.тенге, в том числе:
- 12 128,0 млн.тенге допущен несвоевременный учет восьми городских кладбищ переданных на баланс в 2013 году аппаратами акима района Алматы, Сарыарка и Hұра;
- 482,8 млн.тенге не учтенное конфискованное имущество Управлением активов и государственных закупок;
- 327,3 млн. тенге необоснованное списание общественных туалетов аппаратами акима района Сарыарка и Hұра.
Также установлено необоснованное отражение Управлением физической культуры и спорта суммы резерва на обесценение здания в сумме 10 177,3 млн. тенге, искажение финансовой отчетности Управления образования финансовых инвестиций в квазигосударственном секторе на сумму 3 862,1 млн.тенге
Отсутствие КФО МБ информации о проблемных незавершенных объектах строительства с указанием остатка на конец года по управлениям строительства, транспорта, энергетики и коммунального хозяйства.
Вновь созданным Аппаратом акима района Сарайшык не предоставлена финансовая отчетность по состоянию на 31 декабря 2024 года, что привело к сокрытию данных, подлежащих отражению и искажению на сумму 5,3 млн. тенге.
Управлением по развитию языков допущено уклонение от ведения бухгалтерского учета в виде не закрытия отдельных счетов, а также наличия отрицательного сальдо.
По результатам аудита для привлечения к административной ответственности направлены материалы в Департамент внутреннего аудита по городу Астана по 30 фактам уклонения от ведения бухгалтерского учета и составления искаженной финансовой отчетности.
Выработаны соответствующие рекомендации и поручения по устранению выявленных недостатков и нарушений, причин и условий, способствующих им.