Итоги государственного аудита эффективности деятельности ГУ «Управление физической культуры и спорта города Астаны» и его отдельных подведомственных организаций в сфере развития спорта.

18 апреля 2025 года на очередном заседании Ревизионной комиссии по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия) рассмотрены итоги государственного аудита эффективности деятельности ГУ «Управление физической культуры и спорта города Астаны» и его отдельных подведомственных организаций в сфере развития спорта.

В обсуждении приняли участие председатель маслихата Зейнұлкабден Табиғат, депутаты маслихата, заместитель акима города Астаны Ерик Мейрханов, руководители управления физической культуры и спорта города Астана и его подведомственных организаций.

Госаудит проведен в Управлении физической культуры и спорта города Астана и трех его подведомственных организациях (КГУ «Школа высшего спортивного мастерства», КГУ «Центр подготовки олимпийского резерва», КГУ «Дирекция развития спорта города Астаны»).

Финансирование сферы спорта за последние четыре года демонстирует устойчивый рост затрат в 2024 году в сравнение с 2021 годом более в 2,4 раза (с 11,3 млрд.тенге до 27,4 млрд.тенге). 

Как следует из материалов аудита, несмотря на меры, принимаемые по итогам предыдущих аудиторских мероприятий в сфере физической культуры и спорта, финансовая дисциплина остается на недостаточно высоком уровне.

Управлением спорта не обеспечена качественная разработка целей, показателей прямых и конечных результатов бюджетных программ, полнота и достоверность итогов реализации бюджетных программ, при внесении изменений/дополнений/уточнений не осуществляется расчет объема финансирования затрат подведомственных организаций, тем самым  увеличение/уменьшение объема финансирования принимается без подтверждающих документов, повлекшее в дальнейшем неэффективное планирование средств на сумму 324,1 млн.тенге.

При планировании бюджета не учитываются итоги ранжирования видов спорта, вследствие которого на практике наибольшее внимание уделяется видам спорта, отнесенным в группу С, при этом присутствуют виды спорта группы А, требующего внимания, тем самым неэффективное использование средств составило 35,6 млн.тенге.

Наблюдается значительный дисбаланс между финансированием деятельности физкультурно-спортивных организаций (ДЮСШ, ЦПОР, ШВСМ) и дирекций управления спорта, при этом на законодательном уровне не урегулирован вопрос о присвоении соответствующего статуса для региональных дирекций развития спорта и не регламентированы правила их деятельности.

Система подготовки спортсменов на всех этапах, начиная с начальной подготовки и заканчивая спортом высших достижений показала, что на конечном этапе в список видов спорта высших достижений включены лишь 21 вид (36,8%), несмотря на затраты бюджета на подготовку спортсменов на начальном этапе подготовки спортсменов юношеского, юниорского и молодежного возрастов (в детско-юношеских спортивных школах), культивирующих 57 видов спорта, при этом 21 видов спорта в ШВСМ и 97 видов спорта, культивируемых в КГУ ДРС, финансируется за счет государственных средств без утверждения местным исполнительным органом регионального Перечня приоритетных видов спорта.

Дублирование контингента спортсменов в двух и более организациях нарушает требования, предусмотренные для формирования контингента ЦПОР и ШВСМ, при этом не обеспечивается прозрачность расходов (в общем объеме финансирования расходы КГУ ДРС (57,1%), ЦПОР – 13,6%, ШВСМ – 29,4%), так как отсутствует единый учет спортсменов подведомственных организаций и не осуществляется мониторинг их достижений, отсутствуют сведения в разрезе тренеров, не ведется учет результатов работы подведомственных организаций.

Не ведется регистрация документов, являющаяся основанием для включения спортивных соревнований местного уровня в Единый календарь, отсутствует информация о количестве мероприятий дополнительно включенных/исключенных по инициативе спортивных федераций и физкультурно-спортивных организаций, а также низкий уровень исполнения плановых показателей календарей, при наличии дефицита инфраструктуры, спортивных сооружений и зданий в столице свидетельствует о формальном подходе при разработке и утверждения Единого регионального календаря спортивно-массовых мероприятий столицы.

Присутствуют факты некачественной разработки основного документа, а также внутренних документов регламентирующие функции государственного органа и деятельность его структурных подразделений, влекущих ряд недостатков при реализации функций в сфере реализации политики по развитию спорта в столице, в частности по формированию списка сборных команд столицы, разработке и исполнению единого календаря спортивно-массовых мероприятий города, по осуществлению своевременной разработке регионального перечня приоритетных видов спорта, контролю за организацией учебно-тренировочного и воспитательного процессов в подведомственных организациях и учета результатов их работы.

Структура затрат подведомственных организаций указывает на наибольший объем затрат по фонду оплаты труда, вместе с тем не обеспечивается прозрачность и обоснованность данных расходов:

- при утверждении штатных расписаний не учитываются утвержденный норматив положенности численности старших тренеров по каждому виду спорта в ЦПОР, ШВСМ, допускаются утверждения должностей, деятельность которых несвойственна для уставной деятельности подведомственной организации (инструкторы в КГУ ДРС), повлекшее неэффективное использование бюджетных средств на 43,1 млн. тенге и экономические потери на сумму 21,3 млн.тенге;

- при отсутствии в структуре КГУ ДРС тренерско-преподавательского состава осуществлялись работникам доплаты за учебно-тренировочный процесс на 678,3 млн.тенге (более 30% от общего ФОТ), что является неэффективным использованием средств вследствие осуществления старшими тренерами столицы по видам спорта (управленческий персонал) тренировочного процесса (функции тренеров) со спортсменами сборных команд столицы;

- вновь назначенным работникам, не внесшим вклад в обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса осуществлялась доплата за спортивные достижения предыдущих лет;

- допускаются факты не соответствия работников подведомственных организаций квалификационным требованиям должностей по стажу и образованию, повлекшее неэффективное использование бюджетных средств на сумму 14,0 млн.тенге и необоснованное их использование на 1,5 млн.тенге;

- присутствуют факты необоснованного начисления премии работающим по совместительству вразрез утвержденной системы премирования учреждения.

Наблюдается низкий уровень обеспечения финансирования в рамках материально-технического оснащения и капитального ремонта подведомственных государственных организаций, при этом активно финансируются деятельность частных спортивных клубов (за 2021 – 2024 годы выделено спортивным клубам столицы – 10,9 млрд.тенге или в среднем более 2,7 млрд.тенге/год), отсутствие капитальных вложений на улучшение состояния числящихся на балансе ФСО зданий и сооружений, указывает на недостаточное внимание со стороны уполномоченного органа – Управления спорта на проблемы, связанными с физическим и моральным состоянием физкультурно-спортивных сооружений столицы, вместе с тем при наличии дефицита в столице спортивных сооружений:

1) затягиваются сроки ввода в эксплуатацию коммунальных государственных объектов, а именно физкультурно-оздоровительных комплексов, расположенных на окраинах столицы (ж/м Ильинка, ж\м Железнодорожный), повлекшее неэффективное планирование расходов на сумму 299,3 млн.тенге по содержанию и обслуживанию физкультурно-оздоровительных комплексов, не состоящих на балансе спортивной школы;

2) присутствует факт нерационального использования средств, путем закупа оборудования на бассейн спортивного сооружения МЛД «Барыс-Арена», находящим в доверительном управлении у частной компании ТОО "Mtex management" на сумму 171,4 млн.тенге, бассейны которого в свою очередь предоставляется подведомственным организациям на коммерческой основе;

3) вследствие несвоевременного оприходования на балансе ГККП «Даулет» спортивно-оздоровительного центра «Фитнес-центр «Fitnation.Astana»», полученного в рамках мероприятий по возврату государству незаконно приобретенных активов со стоимостью 2 439,5 млн.тенге;

4) из 10 спортивных сооружений, находящихся в ведении Управления спорта и его подведомственных организаций, лишь Теннисный центр соответствует олимпийским стандартам, что указывает на недостаточный уровень спортивных баз для государственных физкультурно-спортивных организаций, вместе с тем передан в доверительное управление Филиала РОО Федерация Тенниса города Астаны и не используется подведомственными организациями;

5) присутствуют факты наличия спортивных оборудований/инвентаря на балансе отдельных подведомственных организаций, которые не применительны для видов спорта, культивируемых ими, соответственно простаивающих в связи с неиспользованием их в процессе учебно-тренировочного процесса,

6) установлено помещение, простаивающее в непригодном состоянии по причине передачи его на баланс подведомственной организации без подключения водоснабжения, канализации и электричества.

Отмечается низкий уровень обеспеченности по экипировки спортсменов, в отдельных спортивных школах, при этом следует отметить, что присутствуют факты необоснованного приобретения экипировки для административно-управленческого персонала подведомственных организаций.

Не соблюдаются отдельные нормы законодательства в сфере государственных закупок, не осуществляется на должном уровне мониторинг рыночных цен при закупе услуг аренды залов/помещений для занятий и проведения учебно-тренировочного процесса со спортсменами, вследствие которого отмечаются факты неэффективного планирования и использования средств на сумму 125,0 млн.тенге и экономических потерь на 6,3 млн.тенге;

Не обеспечена правильность и обоснованность предоставления счетов к оплате по командировочным расходам, проезда, питания, а также достоверность подтверждающих документов, вследствие которого необоснованно использованы средства на сумму 3,8 млн.тенге, неэффективно использованы средства - 186,7 млн.тенге и экономические потери составили 20,1 млн.тенге.

Кроме того, по итогам аудита установлены пробелы в законодательном регулировании формирования сборных команд по видам спорта на уровне областей, городов республиканского значения и столицы.

По итогам государственного аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 2 646,6 млн.тенге, в том числе: подлежащие восстановлению - 2 630,5 млн.тенге (восстановлено в ходе аудита 2 628,7 млн.тенге) и возмещению – 10,1 млн.тенге (возмещено в ходе аудита 2,7 млн.тенге), выявлены факты неэффективного планирования бюджетных средств на сумму 676,0 млн.тенге, неэффективного использования - 1 212,9 млн.тенге, факты, влекущие экономические потери на сумму 38,8 млн.тенге, а также 129 процедурных нарушений и 56 системных недостатков.

Даны соответствующие рекомендации и поручения Акиму города Астаны, объектам аудита и заинтересованным сторонам по устранению выявленных недостатков и нарушений, причин и условий, способствующих им.