Итоги государственного аудита использования средств местного бюджета, выделенных Управлению культуры города Астаны и подведомственным организациям
20 марта 2025 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия), где рассмотрены итоги государственного аудита использования средств местного бюджета, выделенных Управлению культуры города Астаны и подведомственным организациям, который показал, что в целом бюджетные средства и активы государства используются в соответствии с целями и задачами, поставленными в Концепции культурной политики, в Концепции развития креативных индустрий и в других плановых и учредительных документах. Вместе с тем, аудит показал наличие определенных нарушений и недостатков в деятельности организаций.
Так, нарушения и недостатки, допущенные при планировании, реализации и мониторинге документов системы государственного и бюджетного планирования, не позволяют надлежащим образом оценить достижение их целей, что в свою очередь не позволяет использовать основной показатель эффективности использования бюджетных средств и активов государства в культурной политике, реализуемой в столице Управлением культуры и его подведомственными организациями, а именно результативность – степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых и фактических результатов соответствующей деятельности. Основными нарушениями и недостатками в этой части являлись:
- отсутствие увязки показателей бюджетных программ, Плана развития города Астаны на 2022-2023 годы и концепций культурной политики и развития креативных индустрий;
- отсутствие мониторинга целевых индикаторов концепций культурной политики и развития креативных индустрий в разрезе столицы и формальный подход к мониторингу показателей плана развития города и бюджетных программ, а также не полнота информации по реализации мероприятий в рамках всех перечисленных документов;
- искажение отчетной информации по отдельным показателям при фактическом их не достижении.
Вместе с тем, Управлением культуры допущены значительные нарушения на стадии планирования и выделения бюджетных средств, в том числе приведшие к неэффективному планированию.
Так, в нарушение бюджетного законодательства осуществлено выделение субсидий на общую сумму 7 603,6 млн. тенге на покрытие убытков ГККП «Дирекция по проведению культурных мероприятий», которая не относится к организациям, подлежащим субсидированию. Прочим подведомственным предприятиями Управлением культуры в 2022-2024 годах в результате недостоверных расчетов переплачены субсидии на общую сумму 460,7 млн. тенге,
В нарушение бюджетного законодательства Управлением культуры при формировании бюджетных заявок допущены действия, приведшие к неэффективному планированию бюджетных средств, в том числе:
- не обеспечена полнота и достоверность информации к расчетам в части отсутствия обосновывающих документов по направлениям затрат, содержащихся в бюджетных заявках БП 007 на общую сумму 275,2 млн. тенге;
- в бюджетную заявку включено проведение мероприятий на общую сумму 85,0 млн. тенге, которые в дальнейшем заменены на другие мероприятия, а на 2024 год на проведение мероприятий запланировано 142,0 млн. тенге, которые возвращены в бюджет;
- запланировано приобретение основных средств на общую сумму 368,0 млн. тенге, которые в дальнейшем не приобретены или приобретены не запланированные основные средства;
- к бюджетным заявкам приложены коммерческие предложения, обосновывающие объемы расходов на общую сумму 36,3 млн. тенге, не соответствующие запланированным основным средствам и нематериальным активам.
В 2022 году допущено нецелевое использование подведомственными организациями Управления культуры трансфертов из республиканского бюджета, выделенных на увеличение заработной платы, на общую сумму 12,1 млн. тенге.
Управлением культуры функции государственного органа, в том числе в качестве органа управления подведомственных организаций, осуществлялись с нарушениями, влияющими на эффективность использования бюджетных средств и активов государства, в том числе:
- до подведомственных предприятий не доводились лимиты административных расходов на нормативы положенности транспортных средств, площадей для размещения административных аппаратов и командировочных расходов;
- планы работ Управления культуры и его структурных подразделений не содержат мероприятия по реализации функций положений Управления культуры и его структурных подразделений, а также отчеты об их исполнении не содержат информацию о реализации пунктов планов, что свидетельствует о неисполнении предусмотренных функций;
- положения структурных подразделений не содержат отдельные функции, соответствующие целям и задачам отдела, и предусмотренные Положением Управления культуры.
Аудит в подведомственных организациях Управления культуры также показал наличие нарушений и недостатков в их деятельности, в том числе приведших к неэффективному использованию бюджетных средств и активов государства, основные из них:
- отсутствие или некорректное отражение показателей в планах развития предприятий, недостоверное составление отчетов об их реализации;
- значительные нарушения и недостатки подведомственными организациями допущены при оплате труда и формировании штатов, приведшие к излишним выплатам на общую сумму 915,0 млн. тенге;
- не обеспечение эффективного использования активов, находящихся на балансе организаций, на общую сумму 337,2 млн. тенге;
- использование Управлением культуры активов и трудовых ресурсов подведомственных предприятий на общую сумму 8,3 млн. тенге;
- затраты на выезд административно-управленческого персонала на гастроли на сумму 3,9 млн. тенге;
- значительные нарушения законодательства о государственных закупках, в том числе непринятие мер по своевременному обращению в суд с иском о признании поставщиков недобросовестным участником государственных закупок, принятие товаров, работ и услуг, не соответствующих техническим спецификациям, заключение договоров без применения норм законодательства о государственных закупках с лицами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, на оказание услуг, не предусмотренных утвержденным (уточненным) годовым планом государственных закупок, заключение договоров на лицензируемые виды деятельности с лицами, не имеющими соответствующих лицензий;
- также подведомственными организациями Управления культуры нарушения допущены при проведении государственных закупок, ведении бухгалтерского учета, осуществлении ремонта помещений.
Отдельно необходимо отметить нарушения и недостатки, установленные в ГККП «Дирекция по проведению культурных мероприятий», так как данные факты указывают, что сложившаяся в последние годы ситуация по закупу услуг проведения культурно-зрелищных мероприятий в основном через Дирекцию повысила риски неэффективного использования и экономических потерь бюджетных средств, а также и фактически привело к ним.
Как указано выше, финансирование Дирекции осуществляется в нарушение Закона о культуре и Правил выплаты субсидий подобно театрам, музеям и другим организациям культуры путем субсидирования убытков. При этом фактически по большей части финансируется не собственная деятельность Дирекции, а затраты на проведение культурно-зрелищных мероприятий.
Вместе с тем, аудит в Дирекции показал, что отсутствует прозрачность ценообразования расходов при планирования бюджетных средств на организацию культурно-зрелищных мероприятий. При этом при выделении бюджетных средств на проведение культурно-зрелищных мероприятий Управлением культуры не утверждается документ, содержащий перечень действий, который необходимо выполнить в рамках отдельного мероприятия, что снижает возможность дальнейшего контроля со стороны Управления культуры и органов аудита.
В целом аудитом установлены финансовые нарушения на общую сумму 300,2 млн. тенге, из них подлежащие восстановлению 126,7 млн. тенге (восстановлены в ходе аудита 126,7 млн. тенге) и возмещению 173,4 млн. тенге (возмещены в ходе аудита 161,9 млн. тенге), неэффективное планирование бюджетных средств и активов государства – 906,5 млн. тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – 8 018,5 млн. тенге, сумма возможных потерь и упущенной выгоды – 1 615,1 млн. тенге, 171 процедурных нарушений и 20 системных недостатков.
Таким образом, оценка эффективности использования бюджетных средств Управлению культуры города Астаны и подведомственным организациям с использованием второго базового показателя аудита эффективность - соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использования для их достижения ресурсов, что достижение результатов деятельности осуществлялось при значительных фактах неэффективного и необоснованного использования бюджетных средств, а именно данные факты составили 36,6 % от суммы бюджетных средств и активов государства, охваченных аудитом.
По результатам аудита для привлечения к административной ответственности 20 материалов направлены в соответствующие уполномоченные органы.
В целях устранения установленных нарушений и недостатков по итогам аудита Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.