Итоги государственного аудита эффективности деятельности отдельных организаций здравоохранения в рамках оказания медицинской помощи детям до 18 лет и взрослому населению
27 февраля 2025 года на очередном заседании Ревизионной комиссии по городу Астана с участием депутатов маслихата, представителей объектов аудита - ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №11», ГКП на ПХВ «Городская поликлиника № 13», ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №14», ГКП на ПХВ «Многопрофильная городская детская больница №1», ГКП на ПХВ «Многопрофильная городская детская больница №3» подведены итоги государственного аудита эффективности деятельности отдельных организаций здравоохранения в рамках оказания медицинской помощи детям до 18 лет и взрослому населению.
Количество прикреплённого населения на одну аудируемую поликлинику составило в среднем 40 тысяч человек, или 3% от общего количества населения города Астаны.
Однако, имеет место излишнее прикрепление населения, связанное с миграцией населения в столицу, что увеличивает нагрузку на врачей и влияет на качество оказания амбулаторно - поликлинической помощи населению.
При этом, остается труднорешаемой проблемой не застрахованное в системе обязательного социального медицинского страхования население (далее-ОСМС), не охватываемое скрининговыми исследованиями, подвергаемое рискам не установления своевременного диагноза серьезного заболевания.
Немаловажным фактором, отрицательно влияющим на качество оказания медицинских услуг и эффективной деятельности организации отмечена высокая текучесть кадров, основными причинами которой являются низкая заработная плата и увеличенная нагрузка, приводящая к эмоциональному «выгоранию» особенно среди молодых специалистов.
Медицинские организации, оказывающие медицинские услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее-ГОБМП) и в системе ОСМС ежегодно несут экономические потери в результате уменьшения сумм договоров с НАО «Фонд социального медицинского страхования» по итогам мониторинга исполнения условий договора и применения Линейной шкалы (1 571,5 млн.тенге).
Кроме того, детские больницы несут экономические потери при закупе отдельных наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения у единого дистрибьютора ТОО «СК-Фармация» по завышенным ценам (296,6 млн.тенге).
Проблемным аспектом в деятельности поликлиник обозначено проведение профессиональных осмотров, проводимым узкими специалистами детей в возрасте до 18 лет с выездом на территории организаций образования, ввиду отсутствия необходимых условий, загруженности узких специалистов, а также крайне сжатых сроков для выполнения всего объема обследования (110,6 млн.тенге)
При формировании штатов и фонда оплаты труда объектами допущены нарушения принципов бюджетной системы, приведшие к неэффективному планированию и использованию активов государства (881,6 млн.тенге).
Оценка материально-технической базы медицинских организаций показала неполную оснащенность поликлиник и высокую загруженность некоторых медицинских аппаратов.
Между тем, контрольным осмотром активов медорганизаций, выявлено простаивание основных средств, указывающее на их неэффективное использование (83,2 млн.тенге), а также на экономические потери предприятий (9,3 млн.тенге).
Оценка финансово-хозяйственной деятельности объектов выявила, что предприятиями допускаются риски при размещении свободных денежных средств в банках второго уровня.
Кроме того, медорганизациями допускалось несоблюдение требований в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в связи с чем допущены финансовые нарушения (198,0 млн.тенге).
Проверка правильности исчисления и выплаты заработной платы выявила необоснованные расходы (40,9 млн.тенге) при выплате поощрений при не снятом дисциплинарном взыскании и испытательном сроке, излишней доплате за совмещение должностей, недостоверном начислении доплаты за вредные условия труда, перечислении денежных средства и прочее.
Неэффективное планирование и использование активов предприятий (33,0 млн.тенге) допущено в следствии завышения суммы договоров на закуп услуг.
Установлены нарушения норм законодательства о государственных о закупках и закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в виде не взыскания неустоек и не принятия мер по признанию поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок за ненадлежащее исполнение обязательств, а также неоплаты гарантийного обеспечения исполнения договоров, отсутствия сроков поставки.
При проведении капитального ремонта зданий и помещений объектами аудита допущены нарушения строительных норм, невыполнение и некачественное выполнение объемов работ (29,2 млн.тенге), несвоевременное отражение по данным бухгалтерского учета произведенных затрат на капитализацию активов, а также неэффективное использование бюджетных средств (49,6 млн.тенге) и экономические потери (3,2 млн.тенге).
По результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 266,1 млн.тенге, в том числе: подлежащие восстановлению 199,1 млн.тенге (восстановлены в ходе аудита 198,4 млн. тенге) и возмещению 66,9 млн. тенге (возмещено в ходе аудита 39,9 млн. тенге), неэффективное планирование бюджетных средств – 150,5 млн. тенге, неэффективное использование бюджетных средств – 1 568,1 млн. тенге, упущенная выгода/экономические потери составили 1 982,0 млн.тенге, также установлено 152 процедурных нарушений и 16 системных недостатков.