Итоги экспертно-аналитического мероприятия на тему «Анализ обеспечения жильем социально уязвимых слоев населения города Астаны»
Итоги экспертно-аналитического мероприятия на тему «Анализ обеспечения жильем социально уязвимых слоев населения города Астаны»
24 декабря 2024 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия), где рассмотрены итоги экспертно-аналитического мероприятия на тему «Анализ обеспечения жильем социально уязвимых слоев населения города Астаны».
По анализу нормативных актов ГУ «Управления жилья и жилищной инспекции города Астаны (далее -Управление) и КГУ «Жилищный фонд города Астаны» (далее - Жилищный фонд) по вопросам обеспечения жилья для социально-уязвимых слоев населения (далее – СУСН) выявлены отдельные недостатки:
В Положениях Управления и Жилищного фонда, опубликованном на официальном интернет-ресурсе, отсутствует разделение функций на стратегические, регулятивные, реализационные и контрольные, что может послужить рядом негативных последствий (например: снижение доверия пользователей, невозможность быстрого доступа к информации, увеличение нагрузки на службы поддержки, отсутствие прозрачности).
Также установлено, что в нарушение подпункта 3 и 4 пункта 1 статьи 16 Закона «О доступе к информации» Управление на своем официальном сайте, информацию о своей деятельности, отражает не в полной мере, к примеру нет информации о бюджетных средствах (в том числе бюджетную отчетность, результаты государственного аудита и финансового контроля, информация о сроках проведения публичных обсуждений проектов бюджетных программ и отчетов о реализации бюджетных программ), о текущей деятельности (в том числе статистическую информацию и показатели, характеризующие состояние и динамику развития отрасли (сферы), аналитические доклады и обзоры о деятельности, а также отчеты и доклады о проделанной работе и др.), аналогично и по Жилищному фонду (отсутствует информация о видах деятельности, информацию по вакантным должностям, финансовая отчетность, нормативные документы, регламентирующие деятельность; информация о закупках товаров, в сфере международного сотрудничества, статистические показатели и результаты деятельности, аналитические отчеты и доклады о проделанной работе; данные о результатах проведенных опросов населения и др.).
Отсутствие прозрачности на официальном интернет-ресурсе может негативно сказываться на доверии к государственным организациям и вызвать вопросы о ее деятельности (такие как: риск коррупции или злоупотреблений, проблемы с управлением или отчетностью, недостаточная информированность пользователей).
Управлением не предоставлена информация по поступающим суммам арендных платежей в разрезе категорий СУСН, тем самым отмечается отсутствие учета по поступающим суммам арендных платежей в разрезе категории СУСН по Программе «Арендное жилье без права выкупа».
С 2020 года сумма арендных платежей увеличилась в два раза по сравнению с 2024 годом, с 304,7 млн.тенге до 695,8 млн.тенге.
Тогда как, предоставление квартир по Программе «Арендное жилье без права выкупа» выглядит следующим образом: в 2020 году - 685 квартир, в 2021 году- 761, в 2022 году - 240, в 2023 году – 110, в 2024 году – 968.
Несмотря на снижение из года в год количества предоставленных квартир (с 685 до 110), местными исполнительными органами к 2024 году удалость увеличить рост квартир на 41% и арендных платежей в 2,3 раза.
Мероприятием, также отмечается отсутствие раздельного учета по количеству и сумме предоставляемых жилищных сертификатов в разрезе категории СУСН.
Количество предоставленных жилищных сертификатов для социально уязвимых категорий граждан равна числу людей, охваченных программой предоставления жилищных сертификатов, так в 2020 году выданы -376 сертификатов, в 2021 году - 1281, в 2022 году - 930, в 2023 году - 374, в 2024 году – 190, как видно наблюдается значительное снижение количества жилищных сертификатов и объемов финансирования в 2024 году по сравнению с 2021 годом.
Итоги экспертно-аналитического мероприятия показали, что ежегодно в столице наблюдается рост численности граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилье из государственного жилищного фонда. Так, в настоящее время числится более 26 тысяч граждан и рост за 6 лет составил почти 7%.
В 2019 - 2023 годах процент, получивших жилье от нуждающихся был минимальный.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия вопрос обеспечения жильем социально уязвимых слоев населения города Астаны остается острым. Несмотря на меры, принимаемые местными исполнительными органами для улучшения жилищных условий, обеспечение жильем данной категории граждан все еще требует значительных усилий. В последние годы увеличены объемы строительства социального жилья, однако потребности в нем остаются высокими.
В результате, роста количества нуждающихся, количество выданных квартир уменьшились, что говорит о необходимости пересмотра текущих стратегий и разработки новых подходов для повышения эффективности работы в этой сфере.
В целях устранения установленных недостатков в экспертно-аналитическом заключении даны соответствующие рекомендации, которые, по итогам рассмотрения на заседании Ревизионной комиссии, будут направлены Управлению жилья, Жилищному фонду, информация также будет направлена в Акимат и Маслихат города Астаны.