Пресс-релиз
Итоги государственного аудита эффективности налогового администрирования поступлений в местный бюджет
24 декабря 2024 года на очередном заседании Ревизионной комиссии города Астаны (далее – Ревизионная комиссия) подведены итоги государственного аудита эффективности налогового администрирования поступлений в местный бюджет.
Проведенный аудит эффективности налогового администрирования показал, что органами государственных доходов реализуются функции по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществление налогового контроля.
По результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 625,0 млн.тенге, подлежащие поступлению в доход бюджета (в ходе аудита поступило в доход бюджета 516,1 млн.тенге), прямые (косвенные) потери бюджета 482,4 млн.тенге, 61 процедурных нарушений и 3 недостатка.
В целом аудитом отмечается ежегодное увеличение объема налоговых поступлений в местный бюджет. Так, фактическое исполнение налоговых поступлений в бюджет в 2022 году составило 556 603,6 млн.тенге, или 107,4 % к скорректированному бюджету на отчетный финансовый год, перевыполнение по поступлениям в бюджет сложилось в объеме 29 461,1 млн.тенге (к утвержденному бюджету исполнение составило 143,9%).
В 2023 году по сравнению с прошлым периодом налоговые поступления увеличились на 183 994,2 млн.тенге, и составили 740 597,9 млн.тенге, или 103,8% к скорректированному бюджету.
Так, сумма сборов налоговых поступлений в бюджет столицы за год выросла на 33% до 740 597,9 млн.тенге.
Камеральный контроль является инструментом налогового администрирования и позволяет выявлять ошибки и противоречия в налоговой отчетности непосредственного в налоговом органе.
При этом, несмотря на объем работы, проводимый органами государственных доходов в рамках камерального контроля, имеются ряд недостатков и нарушений.
Аудитом отмечается факт роста недоимки, указывающий на слабую работу по ее взысканию. В 2023 году в сравнении с аналогичным периодом 2022 года сумма недоимки возросла в 1,7 раз.
Следует отметить, что не исполнены налоговые приказы с общей задолженностью по налогу на транспортные средства с физических лиц на сумму более 2,0 млрд тенге.
Более 60% налогоплательщиков (за 2022 год – 50 305 уведомлений; за 2023 год – 41 617 уведомлений) не привлечены к административной ответственности по результатам камерального контроля.
Низкий процент взыскания сумм по итогам отработки уведомлений по КПН в автоматизированном режиме за 2022-2023 годы, что составило 0,3% (за 2023 год составила 0,1% (363,0 млн к предъявленной сумме 360, 0 млрд), за 2022 год – 0,2% (2,8 млрд тенге к 1,5 трлн тенге).
Не обеспечено поступление КПН в доход местного бюджета от 3 налогоплательщиков на сумму 482,4 млн тенге, что является потерей местного бюджета.
Аудитом установлено, что из-за отсутствия соответствующих сведений от уполномоченных органов, Департаментом и его территориальными управлениями в течении 4 лет не осуществлялся налоговый контроль исполнения налогового обязательства по своевременности и полноте представления декларации и исчисления уплаты дохода от прироста стоимости при передаче физическим лицом имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал.
21 налогоплательщиком не внесены авансовые платежи по КПН, повлекшее административную ответственность в размере 20% на сумму 98,6 млн тенге.
Установлены нарушения требований налогового законодательства: не выставление уведомлений о непредставлении налоговой отчетности, неполный учет ведения лицевых счетов исчисленных, начисленных, уплаченных сумм налогов и платежей в бюджет, на основании которых производится уплата, не принятие мер административного воздействия, в сроки предусмотренные КоАП РК в отношении налогоплательщиков, не представивших налоговую отчетность в установленные налоговым законодательством сроки и другие. Наличие таких фактов, привело к негативному влиянию недопоступлений сумм в местный бюджет.
При этом, слабо поставлена работа по взаимодействию с палатой частных судебных исполнителей по обеспечению взыскания в местный бюджет задолженности с физических лиц налога на транспортные средства.
Необходимо отметить, что допущенные нарушения при администрировании налогов и других обязательных платежей в бюджет создают риски снижения качества исполнения поставленных целей, задач, функций органов государственных доходов и способствует не соблюдению принципов обязательности, справедливости налогообложения и добросовестности налогоплательщиков.
Вместе с тем, по итогам аудита даны соответствующие рекомендации и поручения объектам аудита и заинтересованным сторонам по устранению выявленных недостатков и нарушений, причин и условий, способствующих им.