Итоги государственного аудита соблюдения нормативно-правовых актов при организации учета труда и заработной платы в сфере среднего образования

10 декабря 2024 года проведено очередное заседание Ревизионной комиссии города Астаны  с участием Председателя маслихата Каналимова Е.Е., заместителя акима  города Астаны Байкен Е.Б., депутатов Маслихата, директоров школ (посредством зума главные бухгалтера школ), где рассмотрены итоги государственного аудита соблюдения нормативно-правовых актов при организации учета труда и заработной платы в сфере среднего образования, а также проведен семинар разъяснительного характера по нормативно-правовым актам, касающихся сферы образования с участием руководителя отдела государственного аудита Байсеитовой Ш.Т.

Государственный аудит проведен в Управлении образования города Астана и его подведомственных организациях, в том числе: 8-ми организациях среднего образования (Школы №№ 45, 52, 57, 62, 64, 85, 86, 87) 

Результаты проведенных аудиторских мероприятий показывают, что до настоящего времени во многих организациях столицы, подвергнутых государственному аудиту, финансовая дисциплина остается на недостаточно высоком уровне.

Так, за период с 2022 по 2024 годы проведено четыре аудиторских мероприятия с целью определения эффективности использования бюджетных средств выделенных на обеспечение деятельности организаций образования с охватом 35 объектов образования из 97 или 36,1%, где общая сумма бюджетных средств и активов, охваченных аудиторскими мероприятиями, более 175 млрд.тенге.

По итогам государственных аудитов выявлены нарушения на 11,4 млрд.тенге или 6,5 % от объема охвата, из них сумма финансовых нарушений составила 1,2 млрд.тенге, в том числе подлежащие восстановлению 355,9 млн.тенге (восстановлено 100 %), возмещению – 881,4 млн.тенге (возмещено 840,5 млн.тенге или 95,3 %), выявлены факты неэффективного планирования бюджетных средств на общую сумму 7,4 млрд.тенге, неэффективного использования бюджетных средств – 1,2 млрд. тенге, присутствуют недостатки, влекущие экономические потери бюджета и не дополучения выгод на общую сумму 1,6 млрд.тенге, а также выявлены 601 нарушений процедурного и 120 системного характера.

Ревизионной комиссией по городу Астана также установлены факты растрат бюджетных средств путем незаконного перечисления денежных средств на личные карт-счета и карт-счета работников организаций, в том числе: в 2023 году КГУ «Средняя школа № 25» акимата города Астаны, ГКП на ПХВ «Гимназия № 67 имени Ильяса Есенберлина» акимата города Астаны, в июле 2024 году ГКП на ПХВ «Школа-гимназия № 4 им. Ж.Жабаева» акимата города Астаны, ГКП на ПХВ «Школа-лицей №84 имени шейха Халифа бен Заида аль-Нахаяна» акимата города Астаны, в декабре 2024 года в ГКП на ПХВ «Школа-лицей № 62», ГКП на ПХВ «Школа-лицей № 64 имени Сұлтанбека Қожанова», ГКП на ПХВ «Школа-гимназия № 86 имени Мухтара Ауэзова», КГУ «Средняя школа № 45».

По итогам четырех аудиторских мероприятий к административной ответственности привлечено 47 ответственных лиц с суммой оплаченных штрафов 5,5 млн. тенге.

По поручению Председателя Маслихата города Астаны Каналимова Е.Е. в перечень объектов государственного аудита на 2024 год было включено аудиторское мероприятие «Государственный аудит соблюдения нормативно-правовых актов при организации учета труда и заработной платы в сфере среднего образования».

Анализом охвачены 71 организация из 97 организаций среднего образования или 73,2% с применением аналитических процедур путем проведения сравнительного анализа данных по перечислению заработной платы сотрудников, который показал:

- оформление трудовых отношений по совмещению как совместительство путем установления дополнительного должностного оклада и неправомерной оплаты работникам (КГУ «Средняя школа № 21», КГУ «Школа-лицей №11 имени У.Жанибекова» на сумму 4,3 млн.тенге, ГУ «Школа-лицей №1», КГУ «Гимназия №7» - 1,4 млн.тенге);

- допущение фактов растраты бюджетных средств путем незаконного перечисления денежных средств на личные карт-счета на 33,4 млн.тенге (Школы №№62, 64, №45,86);

- завышение размеров должностного оклада посредством ручного режима «Перерасчета» в системе 1С:Предприятие на 4,2 млн. тенге (Школы №№62, №45,86);

- незаконное начисление заработной платы уволенным работникам и работникам в период их нахождения в отпуске по уходу за ребенком на 7,6 млн.тенге (Школа №86);

- отдельные организации образования без согласования с Управлением образования произвели выплату премий руководящему составу и главному бухгалтеру сверх установленного размера на 47,3 млн.тенге (Школы №№ 62, 64, 45, 85);

- допущение большого разрыва между размерами вознаграждений руководящего состава, педагогами и техперсоналом, данный факт является существенным недостатком при определении размеров премий (школы №№45, 85, 86, 52,64, 57,87, 62);

- организациями образования согласно отдельного штатного расписания для платных услуг начислены и выплачены заработные платы директорам, заместителям директоров и главным бухгалтерам сверх утвержденных размеров должностных окладов на 415,1 млн.тенге (школы №№52, 62, 64, 85, 87, 86).

При оценке правильности установления должностных окладов, начисления оплаты труда, а также обоснованности и полноты перечисления заработной платы показало, что организациями образования в связи с неверным толкованием норм действующего законодательства допускаются нарушения в части начисления доплат:

-за углубленное преподавание отдельных предметов профильного направления (за проведение кружков педагогам казахского языка и литературы, начальных классов, математики);

- педагогам за наставничество, имеющих квалификационную категорию «педагога эксперта» (когда следовало педагогам имеющим квалификационную категорию "педагог-исследователь" либо "педагог-мастер»);

- педагогам за степень магистра при отсутствии соответствующего уровня образования;

- за работу с детьми с особыми образовательными потребностями (завышаются размеры доплат) и другие.

А также установлено завышение нормы учебной нагрузки, предусмотренной при совместительстве основной должности заместителя директора с преподавательской деятельностью (школы №№45, 57, 62, 64, 85, 87, 86).

Всего по результатам аудиторского мероприятия общая сумма установленных финансовых нарушений составила 139,8 млн.тенге, подлежащих возмещению (возмещено в ходе аудита – 117,7 млн.тенге, или 84,1 %), выявлены суммы возможных экономических потерь и упущенной выгоды на 1,6 млрд.тенге, а также установлены 133 нарушений процедурного и 38 системного характера.

В целях устранения установленных нарушений и недостатков по итогам аудита Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.