Пресс-релиз
4 декабря 2024 года на очередном заседании Ревизионной комиссии по городу Астана с участием депутатов маслихата, Управления охраны окружающей среды и природопользования города Астаны (далее – Управление природопользования) и ТОО «Астана орманы» (далее – Товарищество) подведены итоги государственного аудита.
«Санитарно-защитная зеленая зона» столицы – зона, окружающая территории города и выполняющая защитные, культурно-оздоровительные, рекреационные и туристические функции (далее- «Зеленый пояс»).
Учитывая, что земли «Зеленого пояса» являются землями рекреационного назначения, предназначенными и используемыми для организованного массового отдыха, туризма населения и для разведения диких животных, аудитом отмечено отсутствие документа, регулирующего порядок и режим их использования, разработка которого законодательно закреплена за местным исполнительным органом.
Не соблюдение Положения Управления природопользования и нормативных правовых актов Республики Казахстан выразилось в не проведении инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, а также не ведения реестра зеленых насаждений санитарно-защитной зоны «Зеленого пояса» города Астана.
Управлением природопользования своевременно не разрабатывался и не утверждался в маслихате города Астаны План мероприятий по охране окружающей среды и отчет о его реализации, а также целевые показатели качества окружающей среды столицы.
Управлением природопользования допущено неэффективное планирование и использование бюджетных средств по бюджетной программе 016 «Создание зеленого пояса» (далее – БП 016) на сумму 4 977 842,8 тыс.тенге, направленных на текущее содержание «Зеленного пояса» города Астана, в связи с отсутствием на балансе насаждений зеленого пояса и птиц отряда курообразных, а также не обеспечением полноты и достоверности информации к расчетам, содержащимся в бюджетных заявках.
К необоснованному планированию, а в последствии и к необоснованному использованию бюджетных средств на общую сумму 140 606,9 тыс.тенге привело применение строительных норм при определении стоимости текущего содержания зеленых насаждений «Зеленого пояса» и скверов и парков горда.
Кроме того, при разработке бюджетных программ администратором допущено некорректное утверждение прямых и конечных показателей бюджетных программ, также недостоверное составление бюджетной отчетности по бюджетной программе 007 «Благоустройство и озеленение города» (далее – БП 007) за 2021 год, что указывает на несоблюдение принципов бюджетного законодательства.
Факты не отражения в бухгалтерском учете Управления природопользования зеленых насаждений и фазанов привело к нарушению законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Также, аудитом установлены факты необоснованного предъявления сумм к оплате за невыполненный объем работ по обрезке и прореживание крон деревьев, а также некачественно выполненные работы на общую сумму 22 486,4 тыс.тенге.
Некачественное исполнение договорных обязательств при реализации мероприятий по инвентаризации и лесопатологическому обследованию зеленых насаждений на территории города Астана в рамках БП 007 выразилось в несоответствии сведений, отраженными в информационной системе ГИС с данными отчета инвентаризации и электронной выгрузки, а также в не предоставлении доступа к системе других исполнительных органов, тем самым допущено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 147 795,2 тыс.тенге.
Изучение деятельности Товарищества в соответствии с возложенными задачами и учредительными документами показал, что основными причинами, способствующих нарушениям и недостаткам, является несвоевременная актуализация, а в отдельных случаях отсутствие основных документов, регулирующих права и обязанности работников Товарищества.
Анализ кадрового потенциала Товарищества показал, что при составлении штатных расписаний и определении потребности рабочей силы не соблюдены принципы эффективности и экономичности использования трудовых ресурсов, влекущие избыточные расходы по оплате труда, в том числе по рабочему персоналу на общую сумму 317 356,4 тыс.тенге.
Проверкой фонда оплаты труда установлена необоснованная оплата на сумму 9 481,3 тыс. тенге.
Аналогично выявлены нарушения использования активов Товарищества при закупе горюче-смазочных материалов (далее-ГСМ), а именно не приняты меры по изменению суммы договоров в связи с уменьшением потребности в объеме приобретаемых товаров на сумму 13 027,81 тыс.тенге.
В связи с не доведением Управлением природопользования лимитов расходов на служебные автомобили в соответствии с нормативами положенности служебных автомобилей допущено неэффективное использование активов в сумме 23 391,6 тыс.тенге за аренду излишнего легкового автомобиля, превышение утвержденных лимитов на сумму 3 570,1 тыс. тенге, завышения норм расходов дизельного топлива для котельной и ГСМ для мотовездеходов на сумму 1 085,6 тыс. тенге, понесены экономические потери в связи с расхождениями показателей пробега в путевых листах на сумму 2 238,6 тыс.тенге.
Проведенный анализ материально-технического оснащения Товарищества показал высокую степень амортизации основных средств, в частности по 18-ти единицам автотранспортных средств не произведена процедура оформления списания основных средств с ежегодной оплатой налогов на указанный транспорт на сумму 684,3 тыс.тенге.
Всего по результатам проведенного аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 179 976,4 тыс.тенге, в том числе: подлежащие восстановлению 22 412,3 тыс.тенге (восстановлены в ходе аудита 20 162,3 тыс.тенге) и возмещению 157 563,8 тыс.тенге (возмещено в ходе аудита 95 350,2 тыс.тенге), неэффективное планирование бюджетных средств – 157 170,3 тыс.тенге, неэффективное использование бюджетных средств – 5 137 645,9 тыс.тенге, сумма возможных потерь составила 2 922,9 тыс.тенге, также установлено 82 процедурных нарушений и 15 системных недостатков.
Кроме того, по результатам аудиторского мероприятия установлено 13 фактов для привлечения к административной ответственности должностных лиц.
В целях устранения установленных нарушений и недостатков, Ревизионной комиссией направлены объектам аудита соответствующие поручения и рекомендации.