Итоги экспертно-аналитического мероприятия на тему «Оценка эффективности передачи в доверительное управление объектов недвижимости и субъектов квазигосударственного сектора, находящихся в коммунальной собственности»
3 декабря 2024 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия), где рассмотрены итоги экспертно-аналитического мероприятия на тему «Оценка эффективности передачи в доверительное управление объектов недвижимости и субъектов квазигосударственного сектора, находящихся в коммунальной собственности», которое показало, что механизм доверительного управления активно применяется в международной практике для улучшения качества управления государственным имуществом, привлечения инвестиций и повышения экономической эффективности. Опыт других стран показывает, что доверительное управление может способствовать улучшению инфраструктуры, сохранению и увеличению стоимости государственных активов.
При этом в Казахстане существует достаточно развитая правовая основа для доверительного управления, однако присутствуют пробелы и недостатки. Они касаются критериев отбора управляющих, методологии оценки эффективности, сложностей с расторжением договоров при нарушении их условий.
В столице за последние 7 лет в доверительное управление было передано значительное количество объектов. Однако в отдельных случаях доверительное управление коммунальными объектами города показывает неудовлетворительные результаты.
Так, экспертно-аналитическое мероприятие показало, что в нормативно-правовых актах Республики Казахстан и сложившейся практике в сфере доверительного управления госимуществом, существуют ряд недостатков и пробелов, в том числе:
- Неопределенность в критериях отбора управляющих.
Как в Законе, так и в Правилах передачи госимущества не содержатся основные требования к критериям отбора. Это создает риски субъективных решений со стороны конкурсных комиссий, что может приводить к назначению управляющих, не обладающих необходимыми компетенциями.
В настоящее время требование к участнику тендера предлагается учредителем/балансодержателем имущества и утверждается Комиссией по вопросам доверительного управления.
- Сложности с расторжением договора доверительного управления.
Сложности с расторжением договора доверительного управления обусловлены отсутствием в законодательстве и договорной практике четко определённых и стандартизированных процедур для оперативного прекращения договора в случае нарушений со стороны доверительного управляющего. В результате, такие процессы могут быть длительными, что затрудняет оперативное реагирование государства на случаи нарушения условий управления. Рекомендуется предусмотреть в нормативно-правовых актах и договорах конкретные критерии и этапы для ускоренного расторжения договора при выявлении существенных нарушений.
- Отсутствие единых подходов к оценке эффективности доверительного управления.
Законодательство не содержит единой методологии для оценки экономической и социальной выгоды от передачи имущества в доверительное управление. Это приводит к несогласованности в подходах к оценке результатов управления, что затрудняет объективное определение успешности переданных в управление объектов.
В законодательстве Казахстана понятие «эффективное управление» в контексте доверительного управления государственным имуществом не регламентировано четко и детализировано. Однако на практике и в правоприменении этот термин используется для обозначения главной цели доверительного управления — обеспечение наиболее рационального, результативного и продуктивного использования государственного имущества.
- Не полнота и недостоверность предоставляемой доверительным управляющими информации. Отсутствие единого подхода к проведению аудита доверительных управляющих.
Экспертно-аналитическое мероприятие показало, что имеют место факты предоставления доверительными управляющими недостоверной информации. Не исключается предоставление недостоверной информации и по финансовым результатам деятельности доверительных управляющих.
Поэтому во многих случаях при передаче объектов в доверительное управление целесообразно предусматривать проведение независимого аудита финансовой отчетности и деятельности доверительных управляющих, при этом балансодержатели передаваемых объектов должны иметь возможность участвовать в определении аудиторов.
В целях устранения установленных недостатков в экспертно-аналитическом заключение даны соответствующие рекомендации, которые по итогам сегодняшнего рассмотрения будут направлены Управлению активов, Управлению спорта, информация также будет направлена в Акимат и Маслихат города.