Пресс-релиз

14 ноября 2024 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия), на котором рассмотрены итоги проведенного экспертно-аналитического мероприятия (далее - ЭАМ) «Анализ эффективности реализации проблемных незавершенных бюджетных инвестиционных проектов и объектов, не переданных в коммунальную собственность города Астана».

На сегодняшний день существует ряд проблем, сдерживающих развитие бюджетного инвестирования в государственном секторе. В ЭАМ затрагиваются такие вопросы и проблемы, как неэффективное использование бюджетных средств, ограниченная ответственность за нецелевое или безрезультатное использование бюджетных средств, недостаточная проработанность организации бюджетного планирования и исполнения бюджетов, недостаточный мониторинг реализации бюджетных инвестиционных проектов (далее - БИП).

Всего за период 2004-2024 годы общая сумма кассового исполнения более 1600  БИП столицы составила 3,5 трлн. тенге.

При этом, в консолидированной отчетности наблюдается ежегодный рост стоимости незавершенного строительства и капитальных вложений и в целом за последние 10 лет стоимость незавершённого строительства возросла в 1,6 раз (с 548,5 млрд.тенге в 2013 году до 873,7 млрд.тенге в 2023 году).

 Основная доля стоимости незавершенного строительства приходится на Управление строительства и составляет 90%, далее следует Управление транспорта – 8% и Управление энергетики – 2%.

В целом по состоянию на 1 октября 2024 года в столице насчитывалось 128 проблемных проектов, в том числе 83 проблемных незавершенных проектов и нереализованных ПСД на 101,4 млрд.тенге и 45 объектов, не переданных в коммунальную собственность, на 91,5 млрд.тенге.

Так, в период с 2008-2014 годы отмечаются 6 БИП по строительству/реконструкции автодорог столицы, не завершенных по состоянию на 1.06.2024 годы. Установлено, что фактически короткие дистанции на 2-3 км строятся 10-12 лет, сменяя несколько подрядных организаций.

В 2014-2016 годах было инициировано 5 объектов с реализацией всего 11%, тем самым установлено, что без объективных причин уже десятилетие не завершаются  социальные проекты. 

К примеру, по Управлению энергетики два объекта 2013 года с готовностью 95% «Реконструкция автономного теплоснабжения социальных объектов на централизованную систему отопления» (Детский сад №53 и Средняя школа №61) ведутся работы по подготовке объекта к корректировке.

Итоги ЭАМ показали, что инициированные в 2019-2022 годы 10 БИП имеют статус незавершенных, причем только по 2-м БИП продолжаются СМР. Большинство незавершенных проектов – жилые дома с началом строительства 2020-2022 годы, которые в силу различных причин приостановлены.

Основными причинами незавершенного строительства в разрезе управленческих циклов являются:

- системные недостатки в управлении и контроле реализации проектов (частая смена подрядчиков на одних и тех же участках и длительные сроки на небольших строительных объектах, повторное участие недобросовестных поставщиков»;

- неоправданные финансовые потери из-за слабого бюджетного планирования и отсутствия прозрачности (значительное количество ПСД подвергаются корректировкам увеличивая стоимость строительства в разы);

- затягивание социально значимых проектов, влияющих на качество жизни населения (задержка окончания критически важных проектов, связанных с тепловым снабжением, строительством инженерными сетями и дорогами негативно влияют на социальную инфраструктуру города, включая школы, детские сады и жилые комплексы, что снижает доверие к городской администрации).

Кроме того, усугубляет ситуацию проблем реализации БИП и наличие имеющихся разработанных ПСД проектов, но реализация которых не начата. Так, общее количество нереализованных ПСД составило 65 единиц на общую сумму 2,5 млрд.тенге, в том числе по Управлению транспорта - 57 ПСД на 1,7 млрд.тенге, Управлению строительства - 4 ПСД на 605,0 млн.тенге, Управлению энергетики - 2 ПСД на 66,7 млн.тенге, Управлению коммунального хозяйства - 2 ПСД на 16,5 млн.тенге. 

Учитывая срок давности разработанных ПСД (2012-2020 годов), можно предположить, что их обоснования возможно не соответствуют стратегическим документам развития столицы (Генеральный план города Астаны, Программа развития территории), а также современным нормативным документам, что делает их реализацию неактуальной и нецелесообразной.

Таким образом, вынужденный простой незавершенных проектов более 12-ти лет, обесценил сметную стоимость строительства в связи с «устареванием» ПСД, что повлечет значительное удорожание проектов.

Общая стоимость 45 объектов, не переданных в коммунальную собственность города составляет 91,5 млрд. тенге, в том числе по Управление транспорта – 15 объектов на 57,2 млрд.тенге (62,6%), Управлению коммунального хозяйства – 7 объектов на 15,9 млрд.тенге (17,3%), Управление строительства – 20 объектов на 15,5 млрд.тенге (17%), Управлению энергетики – 3 объекта на 2,9 млрд.тенге (3,1%).

Таким образом, проблемными моментами по объектам, не переданным в коммунальную собственность, отмечаются: отсутствие четкой системы ответственности и механизмов санкций для подрядчиков (подрядные организации систематически игнорируют замечания и дефекты, выявленные эксплуатирующими организациями), несостоятельность заказчика в защите интересов города и граждан (оказывается бессильным в обеспечении качественного и своевременного завершения объектов), высокие риски аварий и финансовые потери для города (в случае аварий эксплуатирующие организации могут не принимать меры по объектам не находящимся на их балансах).

В целом по итогам ЭАМ установлены системные пробелы в управлении бюджетными инвестиционными проектами и слабый контроль за их исполнением со стороны местного исполнительного органа города Астаны, следствием чего явилось неэффективное использование бюджетных средств  на общую сумму 192,9 млрд.тенге,  в том числе  101,4 млрд.тенге – сумма незавершенного строительства и   91,5 млрд.тенге – стоимость объектов, не переданных в коммунальную собственность, а также потери бюджета на стоимость разработки не принятых в реализацию и потерявших актуальность проектно-сметной документации на сумму  2,5 млрд.тенге.

В целях устранения установленных нарушений и недостатков по итогам ЭАМ Ревизионной комиссией объектам направлены рекомендации.