В городском маслихате 21-22 мая в ходе совместных заседаний постоянных комиссий состоялось обсуждение отчёта по исполнению бюджета города Астаны за 2023 год

Выступили руководители Управления финансов Жумаев Алиби Арыстангалиевич, заместитель руководителя Управления экономики и бюджетного планирования Искаков Жанибек Конысбекович, которые доложили об исполнении местного бюджета, достижении индикаторов Плана развития столицы за 2023 год. Показатель исполнения улучшился по отношению к 2022 году (98,3%) и достиг 99,5%. Из 106 целевых индикаторов Плана развития достигнуто 71 или 67%, не достигнуто 16 или 15,1%, по 16 целевым индикаторам отсутствуют статистические данные и по 3 целевым индикаторам не предусмотрены плановые значения.

Председатель Ревизионной комиссии по городу Астана Акпомбаев Иманжусуп Латкенович сообщил, что в 2023 году исполнение бюджета осуществлялось при положительном росте экономики, увеличении ВРП на 5,2 %. Однако, в отчетном году несмотря на снижение уровня инфляции (2023 год - 109,1%, 2022 год – 123%) продолжается рост цен на продовольственные (108,8%) и непродовольственные (108,4%) товары и платные услуги (109,6%).

Как следствие на фоне инфляции, отмечается рост доли населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, которая по итогам 4 квартала 2023 года составила 2,4% (2020 год – 1,5%, 2021 год – 1,8%, 2022 год – 2,1%).

Несмотря на то что город Астана является донором для республиканского бюджета (в 2023 году в республиканский бюджет перечислены изъятия 69,7 млрд.тенге), целевые трансферты из республиканского бюджета и Национального фонда Республики Казахстан в общем объеме расходов бюджета в целом составили 35,3%, что свидетельствует о недостаточной самообеспеченности бюджета и ежегодном росте зависимости от вышестоящего бюджета.

Немаловажным фактом является и то, что, в общем объеме расходов бюджета столицы наблюдается рост доли бюджета развития с 31,9% в 2022 году до 41,2% в 2023 году, который составил 509,6 млрд.тенге, что свидетельствует об увеличении средств на строительство инвестиционных проектов.

Кроме того, коротко доложены итоги 13 аудиторских мероприятий (в том числе анализ основных показателей консолидированной финансовой отчетности, оценки реализации программных документов, эффективности реализации бюджетных инвестиционных проектов, эффективности использования бюджетных средств администраторов бюджетных программ, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора), которыми охвачено 60 объектов аудита с общей суммой охвата бюджетных средств и активов государства на 170,4 млрд.тенге,.

Общая сумма выявленных нарушений составила 182,1 млрд.тенге, из которых:

- финансовые нарушения – 70,9 млрд. тенге или 39,0%;

- неэффективно использованные бюджетные средства и активы – 69,6 млрд.тенге или 38,2%;

- неэффективное планирование – 41,5 млрд.тенге или 22,8%.

Также выявлены нарушения процедурного характера – 1 540 единиц и системные нарушения 426 единиц.

Подлежат восстановлению 66,0 млрд.тенге, из которых восстановлено 64,9 млрд.тенге (98,3%), подлежат возмещению в бюджет – 1,5 млрд.тенге, возмещено – 360,7 млн.тенге (24,1%).

Также спикер подчеркнул, что выросла дебиторская задолженность на 60% и составила 161,2 млрд.тенге, по сравнению с 2022 годом (100,6 млрд.тенге), за счет выплаченных авансов по строительству школ в рамках проекта «Комфортная школа» по Управлению строительства.

На заседаниях постоянных комиссии Председатель маслихата Каналимов Ерлан Ермекович подчеркнул, что вопрос имеющейся дебиторской задолженности напрямую связан с включением задолженности по управлению строительства средств Национального фонда Республики Казахстан в рамках проекта «Комфортная школа», а также в связи со слабой претензионно-исковой работой государственных органов.

Депутат Адамбеков Кендебай Сарыбаевич отметил на отсутствие в Плане развития столицы отдельных целевых индикаторов, направленных на решение наличия трехсменных школ и дефицита ученических мест, а также увеличения объема недоимки по сравнению с 2022 годом которая составила 15,8 млрд.тенге.

Депутат Смаилов Бауржан Амангельдинович поднял вопрос касательно неосвоения бюджетных средств в сумме 4,2 млрд. тенге или 72% от общей суммы неосвоения, которые приходятся на два управления строительства и топливно-энергетического комплекса, задав вопрос «Почему мы не перераспределяем эти средства на других администраторов бюджетных программ, которым нужнее на другие социальные нужды».

Также другими депутатами подняты вопросы по газификации, строительству школ, планирования инвестиционных проектов, неравномерного распределения помесячного плана финансирования, роста цен на продукты и строительство овощехранилищ, а также проблемы низкой доли внешних ивестиций.