Проведена видеоконференция по итогам государственного аудита консолидированной финансовой отчетности местного бюджета за 2023 год
21 мая 2024 года состоялась видеоконференция Ревизионной комиссии с приглашением депутатов маслихата, 32-х администраторов бюджетных программ, и главных бухгалтеров АБП посредством ZOOM, где даны разъяснения по допущенным нарушениям и недостаткам по итогам государственного аудита КФО МБ за 2023 год.
Необходимо отметить, что за период с момента представления первой консолидированной финансовой отчетности местного бюджета наблюдается существенное улучшение ее качества и достоверности.
Всего, с учетом рекомендаций Ревизионной комиссии Управлением финансов с 2020 года обеспечено признание и достоверное отражение в отчетности на сумму 1,2 трлн. тенге.
В рамках аудита сделан вывод, что ряд ключевых элементов КФО МБ отражается недостоверно, ввиду применения методов, не соответствующих Международным стандартам финансовой отчетности для общественного сектора, и не позволяющих дать объективное отражение.
Финансовые инвестиции в субъекты квазигоссектора, не полностью отражены в консолидации, в том числе не отражено выбытие и увеличение уставного капитала на сумму 2 514 590,3 тыс тенге. К примеру, не отражен размер финансовых инвестиций ГКП на ПХВ «Строительно-технический колледж» (17 656,9 тыс. тенге), ГКП на ПХВ «Колледж общественного питания и сервиса» (-87 516,1 тыс. тенге), размер уставного капитала ТОО «Астана орманы» на его уменьшение на 2 456 705,2 тыс. тенге, в связи с передачей по договору дарения объекта «Реконструкция насаждений и создания лесных культур второго приема на территории «зеленного пояса» города Астаны, 3-я очередь» в коммунальную собственность города Астаны.
Управлением жилья не отражен факт обесценения запасов в сумме 921 792,3 тыс. тенге, что привело к искажению сальдо на конец отчетного периода строки 121 «Обесценение активов» формы «Отчета о результатах финансовой деятельности».
Управление активов, не соблюдая принципы бюджетных кредитов, не являясь Заемщиком по кредиту, отражает в КФО задолженность по займу в сумме 637 316,0 тыс. тенге
Управлением образования по 6 проектам государственно-частного партнерства в рамках реализации проекта «Строительство и эксплуатация шести общеобразовательных школ в городе Астане» на сумму 43 700 691,8 тыс. тенге, с выплатой компенсации инвестиционных затрат – 14 379 682,4 тыс. тенге и платой за доступность – 29 321 009,4 тыс. тенге (ТОО "BINOM EDUCATION") допущены ряд искажений:
- не отражены долгосрочные финансовые обязательства в сумме 9 525 266,6 тыс. тенге
- компенсационные инвестиционные затраты в сумме 36 474,5 тыс. тенге необоснованно списаны;
- необоснованно числится задолженность в сумме 4 817 941,3 тыс. тенге по оплаченным проектам государственно-частного партнерства.
Управлением образования произведено необоснованное выбытие учебного материала в 2023 году, тогда как приказы Управления активов изданы в 2024 году на сумму 671 275,1 тыс. тенге. Не используются 5 нежилых помещений в образовательном процессе и являются неэффективным использованием активов государства стоимостью 69 979,0 тыс. тенге.
Управлением строительства не обеспечено достоверное отражение основных средств, принятых от Акционерного общества «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» на 739,6 млн тенге, также не отражено выбытие 6 нежилых помещений объектов «Строительство многоквартирных жилых комплексов», переданных на баланс ГККП «Колледж общественного питания и сервиса города Астаны» на 96,2 млн тенге.
Согласно приказу Управления активов от 8 марта 2023 года № 1385/О с баланса Управления строительства на баланс Управления транспорта не переданы 120 парковочных мест на сумму 250,5 млн тенге.
В Управлении природопользования не числятся по данным бухгалтерского учета субсчета 2310 «Земля» 36 земельных участков. Введенные в эксплуатацию в 2023 году 6 объектов по строительству скверов, парковых зон не числились на сумму 1 454 585,9 тыс. тенге. Кроме того, стоимость 7 проектов строительства скверов и 16 проектно-сметной документации списаны на расходы на сумму 13 682 015,9 тыс.тенге.
Кроме того, установлены факты отсутствия инвентаризации активов и обязательств по отдельным элементам финансовой отчетности, неэффективного использования активов государства, в части содержания неиспользованных проектно-сметной документации и незавершенных основных средств.
Как следствие, а также с учетом имеющихся системных проблем, по результатам аудита КФО МБ было выражено мнение с оговоркой.
Ревизионной комиссией даны рекомендации администраторам бюджетных программ по
отражению данных в компонентах консолидированной финансовой отчетности и по восстановлению в бухгалтерском учете операций и событий, разработке и утверждению Плана мероприятий по сокращению кредиторской задолженностей, а также проведению инвентаризации и обеспечению отражения операций.