Итоги государственного аудита консолидированной финансовой отчетности местного бюджета за 2023 год
Ежегодно, начиная с 2020 года, Ревизионной комиссией по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия) проводится аудит консолидированной финансовой отчетности местного бюджета (далее - КФО МБ).
20 мая 2024 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии, где подведены итоги государственного аудита КФО МБ за 2023 год с приглашением депутатов маслихата, 32-х администраторов бюджетных программ.
КФО МБ за 2023 год составлена на основании КФО 32-х администраторов местных бюджетных программ и финансовой отчетности по поступлениям первого уровня консолидации и 96 государственных учреждений, входящих в список консолидации второго уровня.
В рамках аудита КФО МБ за 2023 год Ревизионная комиссия совместно с Департаментом внутреннего государственного аудита проведены аудиты финансовой отчетности 9-ти наиболее финансово-значимых администраторов местных бюджетных программ, финансовой отчетности по поступлениям и проверке правильности консолидации и составления КФО МБ.
Органами государственного аудита в 2023 году охвачено аудиторскими процедурами 47% активов КФО МБ, из них Департаментом внутреннего государственного аудита - 4 администратора бюджетных программ с долей активов 5% или 167,4 млрд.тенге, Ревизионной комиссией – 5 администратора бюджетных программ с долей активов равным 42,3% или 1 539,0 млрд.тенге.
Необходимо отметить, что за период с момента представления первой консолидированной финансовой отчетности местного бюджета наблюдается существенное улучшение ее качества и достоверности.
Всего, с учетом рекомендаций Ревизионной комиссии Управлением финансов с 2020 года обеспечено признание и достоверное отражение в отчетности на сумму 1,2 трлн. тенге.
В рамках аудита сделан вывод, что ряд ключевых элементов КФО МБ отражается недостоверно, ввиду применения методов, не соответствующих Международным стандартам финансовой отчетности для общественного сектора, и не позволяющих дать объективное отражение.
Финансовые инвестиции в субъекты квазигоссектора, не полностью отражены в консолидации, в том числе не отражено выбытие и увеличение уставного капитала на сумму 2 514 590,3 тыс тенге. К примеру, не отражен размер финансовых инвестиций ГКП на ПХВ «Строительно-технический колледж» (17 656,9 тыс. тенге), ГКП на ПХВ «Колледж общественного питания и сервиса» (-87 516,1 тыс. тенге), размер уставного капитала ТОО «Астана орманы» на его уменьшение на 2 456 705,2 тыс. тенге, в связи с передачей по договору дарения объекта «Реконструкция насаждений и создания лесных культур второго приема на территории «зеленного пояса» города Астаны, 3-я очередь» в коммунальную собственность города Астаны.
Управлением жилья не отражен факт обесценения запасов в сумме 921 792,3 тыс. тенге, что привело к искажению сальдо на конец отчетного периода строки 121 «Обесценение активов» формы «Отчета о результатах финансовой деятельности».
Управление активов, не соблюдая принципы бюджетных кредитов, не являясь Заемщиком по кредиту, отражает в КФО задолженность по займу в сумме 637 316,0 тыс. тенге
Управлением образования по 6 проектам государственно-частного партнерства в рамках реализации проекта «Строительство и эксплуатация шести общеобразовательных школ в городе Астане» на сумму 43 700 691,8 тыс. тенге, с выплатой компенсации инвестиционных затрат – 14 379 682,4 тыс. тенге и платой за доступность – 29 321 009,4 тыс. тенге (ТОО "BINOM EDUCATION") допущены ряд искажений:
- не отражены долгосрочные финансовые обязательства в сумме 9 525 266,6 тыс. тенге
- компенсационные инвестиционные затраты в сумме 36 474,5 тыс. тенге необоснованно списаны;
- необоснованно числится задолженность в сумме 4 817 941,3 тыс. тенге по оплаченным проектам государственно-частного партнерства.
Управлением образования произведено необоснованное выбытие учебного материала в 2023 году, тогда как приказы Управления активов изданы в 2024 году на сумму 671 275,1 тыс. тенге. Не используются 5 нежилых помещений в образовательном процессе и являются неэффективным использованием активов государства стоимостью 69 979,0 тыс. тенге.
Управлением строительства не обеспечено достоверное отражение основных средств, принятых от Акционерного общества «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» на 739,6 млн тенге, также не отражено выбытие 6 нежилых помещений объектов «Строительство многоквартирных жилых комплексов», переданных на баланс ГККП «Колледж общественного питания и сервиса города Астаны» на 96,2 млн тенге.
Согласно приказу Управления активов от 8 марта 2023 года № 1385/О с баланса Управления строительства на баланс Управления транспорта не переданы 120 парковочных мест на сумму 250,5 млн тенге.
В Управлении природопользования не числятся по данным бухгалтерского учета субсчета 2310 «Земля» 36 земельных участков. Введенные в эксплуатацию в 2023 году 6 объектов по строительству скверов, парковых зон не числились на сумму 1 454 585,9 тыс. тенге. Кроме того, стоимость 7 проектов строительства скверов и 16 проектно-сметной документации списаны на расходы на сумму 13 682 015,9 тыс.тенге.
Также искажения, недостатки, нарушения финансовых отчетностей администраторов бюджетных программ допущены в части аудита дебиторской и кредиторской задолженности: непринятые меры по взысканию дебиторской задолженности, по списанию кредиторской задолженности, необоснованное содержание и недостоверное отражение дебиторской и кредиторской задолженности по данным бухучета, необоснованный возврат денежных средств в рамках обеспечения исполнения договора, необеспечение погашения дебиторской задолженности прошлых лет, непринятие мер по претензионно-исковой работе по взысканию задолженности и мер по сокращению кредиторской задолженности, содержание задолженностей по ликвидированным и реорганизованным предприятиям.
Кроме того, установлены факты отсутствия инвентаризации активов и обязательств по отдельным элементам финансовой отчетности, неэффективного использования активов государства, в части содержания неиспользованных проектно-сметной документации и незавершенных основных средств.
Как следствие, а также с учетом имеющихся системных проблем, по результатам аудита КФО МБ было выражено мнение с оговоркой.
По итогам государственного аудита Ревизионной комиссией установлены нарушения, повлекшие искажение консолидированной финансовой отчетности местного бюджета на общую сумму 39 790 408,1 тыс.тенге, из них финансовые нарушения составляют 30 717 087,3 тыс. тенге, 35 процедурных нарушений и 8 недостатков системного характера.
Установлены финансовые нарушения при использовании бюджетных средств на сумму 173 684,8 тыс. тенге, подлежащих восстановлению - 173 210,8 тыс. тенге и возмещению - 474,0 тыс. тенге, также установлены неэффективное использование активов государства на 21 591 984,5 тыс тенге и факты, влекущие возможные потери и упущение выгоды на сумму 738,3 тыстенге.
В Департамент внутреннего государственного аудита по городу Астана КВГА Министерства финансов направлены 5 материалов государственного аудита для возбуждения административного производства по факту искажения консолидированной финансовой отчетности за 2023 год (статья 238 КОАП).
Выработаны соответствующие рекомендации и поручения по устранению выявленных недостатков и нарушений, причин и условий, способствующих им.