Итоги государственного аудита эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора в ТОО «Астана-Орнек» и АО «Астана - Региональная Электросетевая Компания»

16 мая 2024 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия), где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора в ТОО «Астана-Орнек» и АО «Астана - Региональная Электросетевая Компания», который показал, что в целом деятельность, осуществляемая данными организациями, соответствует целям и задачам, определенными в их учредительных и плановых документах. Оценка их основных финансово-экономических показателей позволяет сделать заключение о стабильности их финансово-экономического положения. Вместе с тем, аудит показал наличие определенных недостатков в деятельности организаций и факты отдельных нарушений, допущенных в проверенном периоде.

ТОО «Астана-Орнек» (далее - Товарищество)

При планировании деятельности Товарищества допущены следующие нарушения и недостатки:

- ГУ «Управление жилья и жилищной инспекции города Астана» до Товарищества не доведены цели, задачи и ключевые показатели его деятельности;

- в Плане развития показателем качества указана количественная характеристика реализованного продукта, созданного организацией, являющаяся показателем прямого результата;

- в показателях прямого и конечного результата отсутствуют количественные характеристики;

- отсутствует отдельный документ, раскрывающий стратегические цели и задачи Товарищества на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Также аудит показал наличие нарушений и недостатков системы внутреннего контроля Товарищества:

- в нарушение законодательства и Устава Товарищества все внутренние документы утверждены директором Товарищества единолично, тогда как согласно требованию Устава, утверждение многих внутренних документов отнесено к исключительной компетенции учредителя Товарищества;

- отсутствие в Уставе Товарищества распределения компетенций по утверждению и согласованию внутренних документов между органами Товарищества в зависимости от их характера и важности может снижать оперативность деятельности и не использует потенциал Наблюдательного совета Товарищества;

- за период аудита не проводились заседания Наблюдательного совета Товарищества, созданного решением единственного участника Товарищества, и, соответственно, им не осуществлялись установленные обязанности;

- в нарушение законодательства допущено совмещение функции антикоррупционной комплаенс-службы с функциями других структурных подразделений, не обеспечен надлежащий уровень ее независимости;

- не обеспечен надлежащий уровень внутреннего контроля над оплатой труда, штатной численностью и организационной структурой, в том числе со стороны органа управления и Наблюдательного совета, что привело к отдельным фактам переплаты и диспропорциям между оплатой труда работников административно-управленческого персонала и производственного персонала;

- допущено искажение данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Кроме того, установлено, что в результате неперевода 8 объектов, обслуживаемых Товариществом, на централизованное отопление экономические потери для местного бюджета составили 590 461,4 тыс. тенге.

АО «Астана - Региональная Электросетевая Компания» (далее - Общество)

При планировании деятельности Общества за проверенный период допущены следующие нарушения и недостатки:

- ГУ «Управлением топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астана» до Общества не доведены цели, задачи и ключевые показатели его деятельности на 2023-2027 годы;

- в Плане развития Общества показателями качества указаны количественные характеристики реализованного продукта, созданного организацией, являющаяся показателем прямого результата. В Плане развития Общества отсутствуют показатели конечного результата;

- недостатком Стратегии развития является отсутствие взаимосвязи между разделом Стратегии развития «Инвестиционная деятельность», основными показателями развития и ключевыми целевыми индикаторами (в Стратегии развития отсутствуют какие-либо расчеты или другие обоснования влияния предусмотренных проектов на достижение ключевых целевых индикаторов), а также отсутствие отчетности по реализации Стратегии развития, так как это не позволяет должным образом использовать данную стратегию как инструмент долгосрочного планирования.

Также аудит показал наличие нарушений и недостатков системы внутреннего контроля Общества:

- Советом директоров Общества за период аудита не осуществлялась исключительная компетенция, определенная Уставом в части отчета об исполнении стратегии развития;

- не разработаны отдельные документы, предусмотренные Положением о комплаенс-офицере (внутренний план мероприятий по вопросам противодействия коррупции и документ, регламентирующий порядок информирования работниками субъекта квазигосударственного сектора о фактах или возможных нарушениях антикоррупционного законодательства);

- отдельные внутренние документы, разработанные антикоррупционной комплаенс-службой, утверждены решением правления Общества без согласования с Советом директоров;

- не обеспечен надлежащий уровень внутреннего контроля над оплатой труда, что привело к отдельным фактам переплаты, а также действующая система оплаты труда при частой сменяемости руководящего состава Общества привела к дополнительным затратам на общую сумму 40 540,0 тыс. тенге;

- допущено искажение данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 132 525,9 тыс. тенге, из них подлежащие возмещению 132 080,8 тыс. тенге (в ходе аудита возмещено 1 891,2 тыс. тенге) и восстановлению 445,1 тыс. тенге (в ходе аудита восстановлено 445,1 тыс. тенге), неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – 2 079 128,6 тыс. тенге, сумма возможных потерь и упущенной выгоды – 631 001,4 тыс. тенге, 34 процедурных нарушений и 15 системных недостатков.

По результатам аудита материалы по 5 фактам Ревизионной комиссией направлены в соответствующие органы для привлечения к административной ответственности.

В целях устранения установленных нарушений и недостатков по итогам аудита Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.