Пресс-релиз

14 мая 2024 года на очередном заседании Ревизионной комиссии по городу Астана с участием депутатов маслихата и Управления цифровизации и государственных услуг города Астаны (далее – Управление цифровизации) и его подведомственной организации ГКП на ПХВ «Городской центр мониторинга и оперативного реагирования» (далее - Городской центр мониторинга, Предприятие) подведены итоги Государственный аудит эффективности реализации национального проекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» в части использования бюджетных средств и активов государства в сфере цифровизации, а также в рамках обеспечения жизнедеятельности и безопасности населения столицы.

Анализ реализации Национального проекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» (далее – НП Технологический рывок), утвержденного Постановлением Правительства от 12 октября 2021 года № 727 (утратил силу постановлением Правительства от 22 сентября 2023 года № 828), показал, что на уровне столицы в рамках проекта управлениями местного исполнительного органа и предприятиями города реализовывалось 17 целевых индикаторов в рамках 5 направлений в разрезе 13 задач.

По результатам рейтинга за 2023 год среди регионов Казахстана по построению и развитию «Умных городов» столица находится на первом месте с достижением результата в 82%, при плановом значении 70%.

Аудитом отчетных данных за 2022 и 2023 годы, установлены расхождения по двум целевым индикаторам со сведениями, отраженными в отчете о реализации Плана развития за 2022 год. Также отмечены факты не достижения в 2022 году 4-х целевых индикаторов, в 2023 году не достигнуто - 6 показателей, по 2-м индикаторам не сформированы статистические данные.

По целевому индикатору, самостоятельно достигаемом Управлением цифровизации «Увеличение количества камер видеонаблюдения» установлено расхождение отчетных данных с фактическими в 2023 году.  В отчете указано об увеличении  количества видеокамер до 3 377 при плане 2 051, тогда как в 2023 году  произведен закуп собственных камер в количестве всего 1000 единиц,  при этом на обеспечение 2 377 видеокамерами договора на услуги системы видеонаблюдения не заключались.

Государственный аудит Управления цифровизации показал несвоевременную разработку стратегических документов в виде отсутствия годовых и квартальных планов и долгосрочную перспективу, некорректного составления положений  управления и его структурных подразделений. 

Отмечается некачественная разработка бюджетных программ, выраженная в виде некорректного утверждения прямых и конечных показателей, которая косвенно повлияла и привела к искажению отчетных данных при составлении отчетов о реализации бюджетных программ. По бюджетной программе 005 «Услуги по обеспечению развития инновационной деятельности» отклонения установлены по       5-ти прямым показателям, а значение конечного результата в отчетах за 2022 и 2023 годы вообще не указана. 

Не соблюдение принципов бюджетного законодательства, неполного предоставления расчетов для обоснования выделенных бюджетных средств, привели к неэффективному планированию бюджетных средств на общую сумму 4 209,9 млн. тенге.

К примеру, бюджетная заявка по планированию бюджетных средств на оказание услуг подведомственной организации АО «Астана Innovations» в 2023 году на сумму 1 472,3 млн.тенге предоставлена  в виде ценового предложения с применением некорректных тарифов на человеко-часы. Тогда как, в соответствии с Правилами составления бюджетной заявки, следовало планировать и расшифровывать расходы подведомственного предприятия, связанные с оказанием определённой  услуги.

Систематическими являются нарушения, в виде необоснованного заключения договоров способом из одного источника путем прямого заключения в случаях, противоречащих законодательству о государственных закупках, нарушение допущено по причине не соблюдения условий заключения договоров по применению   форматно-логического контроля установленного на веб-портале,  всего аудитом выявлено 11 указанных фактов.

Финансовые нарушения в виде не отражения в системе бухгалтерского учета операций по увеличению балансовой стоимости нематериальных активов,  допущены при проведении их модификации и модернизации на общую сумму 394,5 млн.тенге, в том числе «Краудсорсинговой платформы «Birge» - 238,5  млн.тенге и платформы «Витрина цифровых сервисов» - 156,0 млн.тенге.

Проверкой достоверности исполнения  договорных обязательств выявлено необоснованное использование бюджетных средств на общую сумму 90,2 млн.тенге, допущенное  по причине дублирования оказания некоторых услуг и неправомерного делегирования подведомственному предприятию собственных функций, а также оплате невыполненного объема услуг.

При проведении государственного аудита в Городском центре мониторинга отмечены аналогичные, с органом управления нарушения по несвоевременному внесению изменений в документы, регулирующие деятельность, а  именно  в Уставе Предприятия с января 2023 года не отражены виды и предмет деятельности вновь созданного Департамента проектного управления, при этом, его отдельные полномочия и задачи идентичны с некоторыми  функциями  Департамента анализа и контроля качества Предприятия.

Положения структурных подразделений, должностные инструкции отдельных работников не откорректированы с учетом изменений организационной структуры, а также с переименованием столицы.

Не актуализирован Регламент управлениями услугами жизнеобеспечения города Астаны 2018 года с учетом введения новых подходов по обеспечению повышения качества предоставления услуг населению столицы.

Анализ планов развития и отчетов по их реализации указал на не соблюдение требований по их составлению и утверждению, а именно органом управления – Управлением цифровизации не доведены до Предприятия задачи и ключевые показатели деятельности организации, приводящие к достижению целей местного исполнительного органа.

Городским центром мониторинга допущено неэффективное планирование и использование активов государства, в виде создания искусственной экономии фонда оплаты труда в общей сумме  1 267,5  млн. тенге за три года, полученной в результате утверждения фонда оплаты труда по максимальному порогу  должностных окладов.

Кроме того, отсутствует разработанная и утверждённая система критериев и требований по установлению должностных окладов директоров департаментов, их заместителей, главных менеджеров, менеджеров консультантов, аналитиков и прочих работников среднего звена.

К необоснованному использованию на сумму денежных средств в сумме 17,2 млн.тенге привело нецелевое использование средств, выделенных на увеличение основной заработной платы производственному и административному персоналу, а также неисполнение договорных обязательств. Также отвлечение собственных средств, приводящее к излишним расходам,  связанные с оплатой труда 10-ти сотрудников Предприятия, прикомандированных в структурные подразделения акимата города Астаны  на сумму 21,4 млн.тенге.

В целом, по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 501,9 млн.тенге, в том числе: подлежащих восстановлению 394,5 млн.тенге (полностью  восстановлены в ходе аудита) возмещению 107,5 млн.тенге (полностью  возмещено в ходе аудита), неэффективное планирование активов государства – 4 212,2 млн.тенге, неэффективное использование активов государства – 3 083,1 млн.тенге, сумма возможных потерь составила 0,7 млн.тенге, также 47 процедурных нарушений и 20 системных недостатка.

Кроме того, по результатам аудиторского мероприятия установлено 20 фактов для привлечения к административной ответственности должностных лиц.