Итоги государственного аудита по промежуточной оценке реализации Плана развития города Астаны на 2021-2025 годы

На заседании Ревизионной комиссии по городу Астана с участием депутатов маслихата и руководителей управлений города Астаны подведены итоги промежуточной оценки реализации Плана развития города Астаны на 2021-2025 годы.

Анализ разработки и исполнения Плана развития города Астаны в соответствии с Системой государственного планирования указали на наличие нарушений и системных недостатков при осуществлении разработки и мониторинга, а также при определении целевых индикаторов и плановых значений по ним.

Из 99 целевых индикаторов, подлежащих к реализации в 2022 году, достигнуты 74 индикаторов или 74,7%, из 185 мероприятий, исполнены 170 мероприятий или 91,9%.

Не обеспечена декомпозиция целевых индикаторов Плана развития с показателями вышестоящих стратегических документов Системы государственного планирования, что не соответствует принципу «непрерывности, преемственности и последовательности».

К примеру, Концепцией развития жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2026 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года №736, по направлению 1. «Модернизация и развитие коммунального сектора» предусмотрен целевой индикатор «Снижение износа сетей тепло-водоснабжения и водоотведения (2022 г. – 51%, 2023 г. – 50%, 2024 г. – 48%, 2025 г. – 47%, 2026 г. – 45%)», НП «Качественное образование» предусмотрен целевой индикатор «Доля аварийных и трехсменных школ от общего количества дневных государственных школ, 2021 – 2,5%, 2022 – 1,9%, 2023 - 1,3%, 2024 – 0,7% и 2025 – 0,1%», однако данные показатели не декомпозированы и соответственно не отражены в Плане развития столицы.

В Плане мероприятий, разработанного по реализации Плана развития, отсутствуют мероприятия к целевым индикаторам, финансируемым за счет частных инвестиций.

К примеру, в рамках третьего направления «Современный конкурентоспособный город» по цели «Повышение конкурентоспособности отраслей АПК» в Плане развития предусмотрено достижение целевого индикатора «Производство колбасных изделий» путем реализации инвестиционного проекта по строительству высокотехнологичного мясоперерабатывающего комплекса полного цикла ТОО «Aizet Farms» в 2022 году, за счет частных инвестиции, вместе с тем инвестиционный проект в Плане мероприятий не предусмотрен.

Аналогично, не предусмотрены новые 12 инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, реализуемые за счет средств инвесторов.

В План мероприятий включены мероприятия, которые не содержат конкретных мер и действий, изложены без детализации и измеримых показателей, дублируют название бюджетных программ администраторов бюджетных программ и в основном носят обобщающий характер, что в свою очередь затрудняет мониторинг их исполнения.

Отдельные мероприятия, финансируемые из бюджета, вовсе не привязаны к достижению целевых индикаторов Плана развития, что свидетельствует о некачественной разработке Плана мероприятия, и  повлекло неэффективное планирование бюджетных средств на общую сумму 47 697,0 млн.тенге.

При разработке и реализации Плана развития допущены нарушения в части:

- не актуализации состава рабочей группы;

- не проведения анализа развития ситуации столицы и возможных внешних рисков с учетом итогов реализации документов СГП за предыдущие периоды и анализ сильных/слабых сторон (с учетом внесенных корректировок);

- не проведения опроса (анкетирование) населения посредством интернет - технологий для выявления предпочтений населения, субъектов предпринимательства, научной общественности, независимых экспертов и представителей общественности, вследствие которого не сформированы перечни внешних и внутренних факторов;

- несвоевременного представления Плана развития на утверждение в Маслихат столицы;

- недостоверности отражения сумм бюджетных и частных финансовых ресурсов, необходимых для его реализации, недостоверности плановых значений за прошедшие периоды (2021-2022 годы) при корректировке Плана мероприятий;

- отсутствия сформированного свода предполагаемых расходов в разрезе администраторов бюджетных программ;

- отсутствия статистических и ведомственных данных в отчетном периоде;

- искажения отчетных данных по исполнению целевых индикаторов;

- представления недостоверной информации об исполнении мероприятий для использования в процессе мониторинга;

- несвоевременного предоставления информации о реализации Плана развития столицы за 2022 год 7 администраторами бюджетных программ;

- отсутствия комментариев о влиянии неисполненных мероприятий или частичного исполненных мероприятиях на достижение установленных целей и соответствующих целевых индикаторов, определенных в программном документе, и в целом на социально-экономическую, общественно-политическую ситуацию в городе Астана.

Вместе с тем, развитие экономики столицы позволило добиться роста большинства основных показателей города Астаны в 2022 году, однако не достижение 25 целевых индикаторов Плана развития, а также частично исполненные 15 мероприятий, не повлияли на социально-экономическое развитие столицы, однако свидетельствует о слабой взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования при реализации Плана.

В целом по результатам аудита установлено неэффективное планирование бюджетных средств на общую сумму 47 697,0 млн.тенге, а также 29 процедурных нарушений и 5 системных недостатков.

В целях устранения и недопущения нарушений и недостатков по итогам аудита Ревизионной комиссией даны рекомендации и поручения.