Итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных подведомственным организациям Управления физической культуры и спорта города Астаны на развитие спорта

27 декабря 2023 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия) с участием депутатов Маслихата, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных подведомственным организациям Управления физической культуры и спорта города Астаны на развитие спорта.

Итоги аудиторского мероприятия свидетельствует, что объектами аудита проводится определенная работа, направленная на проведение общегосударственной политики в сфере развития спорта. Подведомственными детско-юношескими спортивными школами подготавливается спортивный резерв, являющийся будущим потенциалом для достижения высоких спортивных результатов. Спортсменами-призерами, состоящими в сборной города Астаны, ежегодно увеличивается количество наград и достижений на спортивных мероприятиях разного уровня как внутри страны, так за ее пределами.

Между тем, поддержка и воспитание спортсменов высокого мастерства требует огромных трудовых и материальных ресурсов.   

Аудит проведен в Управлении физической культуры и спорта (далее – Управление спорта) и его 10-ти подведомственных организациях, в том числе: двух дирекциях по развитию спорта по олимпийским и неолимпийским видам (далее - Дирекции) и восьми спортивных школах (СДЮСШОР №1, СДЮСШ №2, СДЮСШОР №3, СДЮСШОР №5, ДЮСШ №7, СДЮСШОР №8, ДЮСШ №9, СДЮСШ №10).

Вместе с тем, проведенный анализ мероприятий, влияющих на эффективность принятия управленческих решений показал, что существует ряд нарушений и недостатков в работе аудируемых объектов.

Не осуществляется  своевременная актуализация Устава, положения об отделах и других внутренних документов,  регламентирующих деятельность организаций спорта.

Анализ деятельности Управления спорта показал неверно выстроенную организационную структуру учебно-тренировочного процесса в части подготовки спортсменов, предполагающую первоначальное зачисление детей и подростков в спортивные школы до достижения 18-летнего возраста, с последующей передачей перспективных спортсменов в Школу высшего спортивного мастерства, которая в столице отсутствует.

При этом, созданы две Дирекции, деятельность которых действующим законодательством не предусмотрена и не регламентирована.

Управлением спорта функции по обеспечению подготовки членов сборных команд города Астаны продублированы в уставах указанных дирекций.

В нарушение принципов бюджетной системы Управлением спорта допущено неэффективное планирование и дальнейшее использование бюджетных средств на выплату доплаты за непосредственное обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса в обеих дирекциях, при неосуществлении ими учебно-тренировочного процесса на сумму 1 225,1 млн.тенге

Аналогично, неэффективное планирование и использование бюджетных средств на 1 131,2 млн.тенге допущено в связи с завышением штатной численности старших тренеров дирекций с нарушением норм Типовых штатов (529,2 млн.тенге), а также по оплате аренды спортивных помещений и залов  (602,0 млн.тенге).

Анализом бюджетной заявки по приобретению активов установлено неэффективное планирование бюджетных средств на 7 312,6 млн.тенге, в том числе по ипподрому (6 862,8 млн.тенге), 100 велосипедов и 9 велосипедных станций (200,0 млн.тенге), хронометража для арендованного бассейна (249,9 млн.тенге).

Аудитом выявлено необоснованное начисление заработной платы, стимулирующих надбавок работникам организаций на сумму 43,2 млн.тенге.  При этом, отмечается факт незаконного перечисления денежных средств в сумме 41,5 млн.тенге (из них за аудируемый период 18,7 млн.тенге) на личный карт-счет главным бухгалтером СДЮСШОР №8 Ермагамбетовой А.З.

Не соблюдение норм и требований расходования средств при возмещении командировочных расходов привели к необоснованому использованию бюджетных средств на 16,9 млн.тенге, а также возможным потерям бюджета на сумму 68,2 млн.тенге (Дирекции, СДЮСШОР №1, СДЮСШОР №5, ДЮСШ №9).

Кроме того, дирекциями культивируются 16 видов спорта, не внесенных в Реестр видов спорта, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств в сумме 20,2 млн.тенге.

Присутствуют факты искажения данных финансовой отчетности всеми подведомственными организациями, не на должном уровне ведется бухгалтерский учет, установлены излишки и недостачи товарно-материальных ценностей и лекарственных средств, отсутствует первичная документация.

Контрольные осмотры используемых активов в дирекциях и спортивных школах (СДЮСШОР №1, СДЮСШОР №3, СДЮСШОР №5, ДЮСШ №7, СДЮСШОР №8, ДЮСШ №9, СДЮСШ №10) выявили факты простоя основных средств, свидетельствующие о их неэффективном использовании, в количестве 609 единиц стоимостью 237,2 млн. тенге. К примеру, в
ДЮСШ №9 не используется 58 штук метательных машинок стоимостью 200,7 млн.тенге.

Контрольным осмотром проведенного ремонта в ДЮСШ №7 установлены необоснованные расходы за невыполненный объем работ по обустройству паркетного пола на сумму 5,1 млн.тенге.       

Также, во всех объектах имели место нарушения законодательства о государственных закупках (без соблюдения способа закупа, без признания поставщиков недобросовестными, закуп спортинвентаря по завышенной стоимости).

Аудитом установлена слабая организация учебного процесса, выраженная низкими показателями результативности учащихся в некоторых спортивных школах и другими фактами несоблюдения норм законодательства. Так, в ДЮСШ №9 культивирующем стендовую стрельбу и пулевую стрельбу установлено отсутствие разрешения на хранения оружия на 4 единицы оружия.

Общая сумма установленных финансовых нарушений составила 240,8 млн.тенге, в том числе: подлежащих восстановлению 149,4 млн.тенге (полностью восстановлено в ходе аудита), возмещению 91,5 млн.тенге (из них в ходе аудита возмещено 65,9 млн.тенге), неэффективное планирование активов государства – 9 176,7 млн. тенге, неэффективное использование активов государства – 8 493,2 млн. тенге, сумма возможных потерь и упущенной выгоды составила 3,5 млн. тенге, также 239 процедурных нарушений и 74 системных недостатка.

По результатам аудита по 45 фактам должностные лица привлечены к административной ответственности. По 2 фактам материалы направлены в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.

В целях устранения установленных нарушений и недостатков по итогам аудита Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.