Статья «Итоги деятельности Ревизионной комиссии по городу Астана за 3 квартал 2023 года»
Эффективное управление экономикой государства обеспечивается на основе системного анализа между элементами планирования, использования и контроля бюджетных средств. Важным инструментом управления является государственный аудит.
Ревизионной комиссией по городу Астана, как органом внешнего государственного аудита и финансового контроля, проводится анализ и оценка эффективности управления и использования средств местного бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, на основе утвержденного Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, размещаемого на сайте www.rkastana.gov.kz.
В 3 квартале 2023 года Ревизионной комиссией столицы проведены заседания по 3 аудиторским мероприятиям, которыми охвачены 14 объектов, из них в государственных учреждениях – 9, в объектах квазигосударственного сектора – 5.
Объем охваченных аудитом средств составил 96 219,8 млн. тенге, при этом нарушения выявлены на 132 516,0 млн.тенге (превышает охват, так как при аудите консолидированной финансовой отчетности и аудите полноты и своевременности неналоговых поступлений охват не предусмотрен), в том числе:
1) финансовые нарушения – 65 851,4 млн.тенге, которые подлежат возмещению в бюджет и/или восстановлению приведением документов в соответствие и/или выполнением работ;
2) неэффективное использование бюджетных средств – 48 444,1 млн.тенге;
3) неэффективное планирование – 18 220,5 млн.тенге.
Кроме того, в деятельности объектов аудита выявлены 1053 процедурных нарушений и 254 системных недостатка.
Из финансовых нарушений на сегодняшний день с наступившими сроками возмещены 211,5 млн. тенге (13%) из подлежащих к возмещению 1 624,3 млн.тенге, восстановлены - 46 695,9 млн.тенге (76,8%) из 60 806,6 млн.тенге.
Итоги аудиторских мероприятий в целом показали, что за отчетный период допущены нарушения и недостатки по обеспечению неналоговых поступлений в бюджет, сохраняются факты несоблюдения принципа эффективного использования бюджетных средств и государственного имущества, а также неверное определение показателей прямого и конечного результатов бюджетных программ, отсутствия обоснованных расчетов в бюджетной заявке, ненадлежащее ведение бухгалтерского учета.
Так, аудит эффективности реализации бюджетных программ в сфере дошкольного и среднего образования, а также питания учащихся в организациях образования показал не соблюдение требования норм законодательства Республики Казахстан по утверждению местным исполнительным органом фонда оплаты труда работников государственных предприятий. К примеру, необоснованно установлены сверхнормативные педагогические нагрузки при совместительстве должностей (ГКП на ПХВ «Гимназия №6», КГУ «Средняя школа №21»), допущены факты назначения на должность работников не отвечающих квалификационным требованиям (КГУ «Международная специализированная гимназия №81 Astana English School»), состояние бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности на объектах аудита остается на низком уровне (ГККП «Ясли-сад №29 «Ақ қайың», ГККП «Ясли-сад №36 «Балапан», ГККП «Ясли-сад №88 «Баян Сұлу», ГКП на ПХВ «Гимназия №6», КГУ «Средняя школа №21», КГУ «Международная специализированная гимназия №81 Astana English School»). Кроме того, в отдельных организациях излишне запланированы штатные единицы отдельных должностей (КГУ «Школа-лицей «Қазғарыш» № 50 имени Райымбек батыра», КГУ «Международная специализированная гимназия №81 Astana English School», КГУ «Средняя школа №21», ГККП «Ясли-сад №88 «Баян Сұлу»).
В части организации питания учащихся в учреждениях дошкольного и среднего образования выявлены следующие факты: 1) утвержденное перспективное меню не учитывает отдельные виды продуктов питания, входящие в рацион ребенка (КГУ «Школа-лицей «Қазғарыш» № 50 имени Райымбек батыра», КГУ «Средняя школа №21»); 2) в Гимназии №81 не организовано бесплатное питание учащихся с 1 по 4 классы; 3) допущены факты не обоснованной оплаты за услуги по организации горячего питания для учащихся 1-4 классов (КГУ «Средняя школа №21»).
Управлением образования города Астаны не осуществляется надлежащий контроль за организацией питания в организациях среднего и дошкольного образования, который приводит к ненадлежащему оказанию услуг, а именно отражается на качестве самого питания и необоснованной оплат за оказанные услуги.
Аудитом эффективности обеспечения государственными органами полноты и своевременности неналоговых поступлений установлено, к примеру, в Управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Астаны не обеспечены поступления в бюджет по
18 договорам купли продажи земельных участков на 127,7 млн. тенге,
что привело к косвенным потерям бюджета.
Также, Управлением жилья и жилищной инспекции города Астаны по внесению арендной платы охватывается лишь 3-6% от общего объема нанимателей по договору найма (аренды) жилища из государственного жилищного фонда, что является существенным недостатком в вопросе полноты и своевременности поступлений неналоговых платежей в местный бюджет. Помимо этого, установлены факты неуплаты в срок арендных платежей по договорам найма (аренды) жилища из государственного жилого фонда и платежей по приватизации за 2021-2022 год на 19,5 млн. тенге.
Проведенный аудит в КГП на ПХВ «Астана ветсервис» установил, что допущено неэффективное использование активов государства на 64,2 млн. тенге (на выплату доплат за вредные условия труда) и необоснованное использование бюджетных средств за фактически не оказанные услуги по содержанию животных на 15,3 млн. тенге. Более того, отмечается неэффективное использование разборных ангаров в количестве 3 комплектов на 52,1 млн. тенге.
Следует отметить, что на заседания Ревизионной комиссии на постоянной основе приглашаются депутаты Маслихата, где поднимаются проблемные вопросы, обсуждаются замечания и предложения, направленные на повышение качества деятельности объектов аудита.
Информация по итогам проведенных аудиторских мероприятий направляется Председателю Маслихата и Акиму города Астаны, а также размещается на ведомственном сайте.
За отчетный период Ревизионной комиссией по всем нарушениям заинтересованным организациям даны 100 поручений и 70 рекомендаций, исполнение которых согласно установленных сроков находится на постоянном контроле.
Вместе с тем, за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечены 57 должностных лица. В уполномоченные органы для рассмотрения и принятия решения направлены административные материалы по 105 фактам, из которых по 92 фактам - привлечены юридические лица и должностные лица объекта аудита с наложением штрафа на сумму
5,7 млн.тенге, по 12 фактам - административные производства находятся на стадии рассмотрения, по 1 факту - отказано в возбуждении административного производства.
Также Ревизионной комиссией самостоятельно возбуждены
15 административных дел: из них 14 дел рассмотрены и наложены штрафы на общую сумму 2,7 млн.тенге, 1 – на стадии рассмотрения.
Ввиду наличия признаков состава уголовного правонарушения переданы 4 материала в прокуратуру города Астаны для рассмотрения и принятия процессуального решения.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и активов государства, а также предупреждения и минимизации нарушений норм законодательства Республики Казахстан Ревизионной комиссией по городу Астана будет продолжена работа по укреплению финансовой дисциплины в столице.
ГУ «Ревизионная комиссия по городу Астана»