Пресс-релиз

29 ноября 2023 года c участием Председателя маслихата города Астаны Каналимова Е.Е. и депутатов маслихата состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана.

Ревизионной комиссией по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия) проведен государственный аудит эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства.   

На местном уровне в городе Астане реализуются 15 проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) с общей стоимостью на сумму 123 171 572,0 тыс.тенге (в сфере образования (8 проектов) или 53% от их общего количества, 2 проекта - в сфере транспорта и инфраструктуры, 2 проекта - культуры и спорта, 1 проект - общественный порядок, 1 проект – здравоохранение, 1 проект – обрабатывающая промышленность)

Анализ нагрузки на местный бюджет исполнения обязательств по договорам ГЧП показал, что в целом государственные обязательства выполняются (35 % от определенного столице лимита). По четырем договорам частные партнеры осуществляют значительные инвестиции без привлечения заемных средств (7 211 450,0 тыс.тенге).

Кроме того, отмечается наличие проектов, реализация которых показывает выгоды для государства в виде экономии средств на услуги и дополнительных поступлений в доходную часть бюджета столицы, что свидетельствует о самоокупаемости проектов (Транспортное обслуживание Акимата города Астаны; Создание и эксплуатация АПК фотовидеофиксации и видеоаналитики).

Вместе с тем, факты исключения и включения проектов в Перечень проектов ГЧП показывают недостаточно качественную проработку на первоначальных стадиях, так, из предусмотренных Перечнем проектов ГЧП в 2020-2022 годах остались не реализованными шесть проектов (не заключены договора), а по четырем проектам договора расторгнуты.

В Перечне социально-экономических задач на 2023 год отсутствуют задачи по развитию туризма и развитию технологических инноваций для повышения конкурентоспособности экономики, что в целом противоречит основным задачам ГЧП, а также Плану развития города Астаны на 2021-2025 годы.

Сложившаяся ситуация объясняется слабой активностью в инициировании новых проектов ГЧП со стороны отраслевых администраторов.

Кроме того, аудит показал, что государственными партнерами проводится слабая организация, контроль и мониторинг реализации проектов ГЧП, недостаточно качественная проработка при планировании показателей по количеству созданных рабочих мест,  функция по ведению реестра договоров ГЧП не закреплена за соответствующим местным исполнительным органом, выявлены проблемные моменты при реализации некоторых проектов, факты нарушений условий договоров как со стороны государственного  так и со стороны частного партнеров.

Проект «Сервисный контракт государственно-частного партнерства по транспортному обслуживанию акимата города Астаны» (далее – ГЧП «Такси»), государственный партнер – Управление инвестиции.

 Государственным партнером и Частным партнером в нарушение законодательства и условий Договора ГЧП «Такси», не был рассмотрен вопрос о внесении изменений в Договор ГЧП «Такси» в сторону уменьшения по бюджетным обязательствам за транспортные услуги такси. А наоборот сторонами произведено увеличение размера тарифов за аренду автомобилей такси сверх фактической (официальной) инфляции, что привело к экономическим потерям Государственного партнера на общую сумму 107 052,7 тыс.тенге. Государственный партнер в соответствии с законодательством имея беспрепятственный доступ к объекту ГЧП, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности в рамках проекта ГЧП за период аудита не проверял соблюдение Частным партнером обеспечения прохождения предрейсового технического осмотра автотранспортных средств, предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей такси, соблюдение режима труда и отдыха водителей такси.

Также Управлением инвестиции не представлен документ за 2020-2023 годы, свидетельствующий об организации и проведения контроля и мониторинга о ежедневном фактическом выходе 100 ед. автомобилей такси эконом-класса.

В ходе аудита проведён опрос абонентов услуг такси, более половины (59,4%) респондента ответили, что длительный период ожидания получения услуг является плохой работой поставщика услуг и соответственно потерей рабочего времени для работников подразделений акимата города Астаны. 25% респондентами отмечены случаи, когда водители такси допускают нарушения правил дорожного движения, 28,1% респондентами замечено не аккуратное вождение, выбор неоптимального маршрута поездки водителем, что является признаком низкой его профессиональной квалификаций.

Государственным партнером своевременно не внесены изменения в договор ГЧП в сторону уменьшения сумм платежей по бюджетным обязательствам при наступлении случаев экономии бюджетных средств за 2020-2023 годы.

Проект ГЧП «Организация деятельности Паралимпийского тренировочного центра и ледовой арены «Тарлан» для людей с ограниченными физическими возможностями», государственный партнер – Управление спорта.

Наблюдается положительная динамика роста количества посещений потребителями услуг – людей с ограниченными физическими возможностями, за 2022 год рост посещений увеличился на 19 994 по сравнению с 2020 годом или в 1,57 раза. Проведенное анкетирование показало, что основная часть 98,9% респондентов осталась удовлетворенной предоставляемыми услугами спортивных объектов, что в свою очередь говорит о проведении большой работы частным партнером по обеспечению развития спорта среди людей с ограниченными физическими возможностями.

Вместе с тем, в ходе реализации проекта ГЧП настоящим аудитом установлены финансовые нарушения на общую сумму 54 369,9 тыс. тенге, в том числе в Общественном фонде «Фонд развития спорта «Каспий» (Частный партнер) - 27 630,9 тыс. тенге. Государственным партнером допущена аренда основных средств по 25-ти наименованиям со степенью изношенности более 50%. Частным партнером был принят на работу медицинский работник без сертификата специалиста для осуществления медицинской деятельности, не ведется отдельный учет имущества, используемого для оказания услуг в рамках Договора ГЧП, что привело к завышению затрат по статье «Амортизация».

Проект «Создание и эксплуатация аппаратно-программного комплекса фотовидеофиксации и видеоаналитики в городе Астана» (далее – ГЧП «Сергек»), государственный партнер – Управление цифровизации.

Частным партнером были нарушены сроки исполнения работ по проведению аттестации проекта на соответствие требованиям информационной безопасности. Пусковой комплекс 1 и Пусковой комплекс 2 были введены в промышленную эксплуатацию 2 августа 2018 года и 18 сентября 2020 года или с просрочкой на 923 дня и 991 день, соответственно. Однако Государственным партнером и Частным партнером при сокращении расходов, связанных с несвоевременным вводом объектов в эксплуатацию, не было инициировано уменьшение платежей на сумму 1 106 793,67 тыс.тенге (по выплатам компенсации операционных затрат (КОЗ) на 677 136,9 тыс.тенге и по выплатам вознаграждения за управление (ВУ) - 429 656,8 тыс.тенге КОЗ).

Управлением цифровизации к аудиту не представлен какой-либо документ, свидетельствующий об организации и проведения контроля и мониторинга исполнения договора ГЧП «Сергек». В связи с чем, при выплате КОЗ отсутствует контроль за привлеченными организациями Частного партнера, которые за участие в исполнении Договора ГЧП «Сергек» перечисляются значительные средства.

За период 2018-2022 годы отмечается не выполнение показателя «собранные штрафы» (51,8%) и в 3 раза ниже прогнозный показатель «прямой экономической выгоды» местного бюджета, отраженные в разделе «Оценка прямой экономической выгоды» финансово-экономической модели Проекта ГЧП Сергек, так при прогнозе прибыли бюджета в сумме 40 446 185,0 тыс.тенге дополнительно поступило штрафов лишь на сумму    10 141 986,8 тыс.тенге.

Также, не обеспечение правильного документального оформления для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств по каждому объекту (предмету) ГЧП путем присвоения инвентарного номера, а также не отражение финансовых инвестиций по себестоимости при наличии оценочной стоимости привело к искажению годовой финансовой отчетности.

Всего по итогам аудиторского мероприятия установлено финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств на общую сумму 3 156 883,5 тыс.тенге, из них подлежащие восстановлению 3 151 799,8 тыс.тенге (восстановлено до проведения заседания 1 735 071,2 тыс.тенге), возмещению в бюджет 5 083,7 тыс.тенге (возмещено до проведения заседания 2 156,4  тыс.тенге), сумма неэффективного планирования средств составила  401 575,8 тыс.тенге, неэффективного использования  8 070 016,3 тыс.тенге, установлены факты возможных потерь и упущенной выгода на сумму        107 052,7 тыс.тенге, а также 39 процедурных нарушений и 15 системных проблем и недостатков.По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.