Итоги государственного аудита эффективности деятельности социально-предпринимательской корпорации «Astana»

4 апреля 2023 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности деятельности социально-предпринимательской корпорации «Astana», который показал, что АО «СПК «Астана» деятельность осуществляется со значительными отклонениями от целей, задач и принципов, определенных в учредительных, стратегических и плановых документах, а также с нарушением действующего законодательства, внутренних документов общества и прочими системными недостатками.

Так, Обществом не обеспечено полное выполнение мероприятий Комплексного плана развития социально-предпринимательских корпораций до 2025 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 августа 2021 года №520, предусматривающего трансформацию социально-предпринимательских корпораций (далее – СПК) в региональные институты развития, ориентированность деятельности СПК на поддержание устойчивого функционирования экономики регионов, эффективное управление активами, переданными в управление СПК, транспарентность и отчетность деятельности СПК. Также не достигнуты показатели Стратегии развития АО «СПК Астана» на 2020 – 2029 годы. При этом при разработке Стратегии развития и Планов развития Обществом допущены существенные нарушения и недостатки.

За проверенный период финансовый результат Общества имел негативную динамику. По итогам 2020 года убыток Общества составил 927 682,0 тыс. тенге. По итогам 2021 года Общество вышло с небольшой прибылью в сумме 38 895,0 тыс. тенге. Однако по оперативным данным за 9 месяцев 2022 года убыток Общества составлял уже 1 074 422,0 тыс. тенге. Имевшая место прибыль по итогам 2021 года в основном объясняется пришедшимися на тот период значительными поступлениями от реализации инвестиционных проектов. При этом в нарушение действующего законодательства Общество осуществляло неуставную деятельность по сдаче в аренду помещений, принесшую доход на общую сумму 141 986,6 тыс. тенге.

Несмотря на имеющуюся негативную динамику финансового результата Обществом допущен значительный рост административных расходов одной из основных причин которого является увеличение оплаты труда в основном за счет выплаты больших премиальных, выплаченных в том числе в нарушение внутренних правил и за счет превышения утвержденных фондов оплаты труда. Всего на оплату труда неэффективно израсходованы 346 905,5 тыс. тенге.

Существенным недостатком оплаты труда в Обществе является отсутствие регламента назначения работнику конкретного размера должностного оклада в диапазоне между его минимальным и максимальным значением. То есть не обеспечена прозрачность процедуры установления работнику размера месячного должностного оклада, что создает определенные коррупционные риски.

Более того в нарушение Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» Обществом не достигнуты определенные Главой государства темпы сокращения штатной численности работников квазигосударственного сектора. При этом оптимизация проводилась неэффективно за счет рядового состава в результате чего раздут руководящий состав и, соответственно, излишне увеличен фонд оплаты труда.

На момент проведения аудита с участием Общества реализовывалось 307 инвестиционных проектов, в том числе по строительству жилья 164 проекта и по строительству бизнеса 143 проекта.

Аудит показал, что фактически деятельность Общества по участию в инвестиционных проектах сводится к обеспечению сбора полного пакета документов потенциальным инвестором и уточнению в Управлении архитектуры возможности реализации инвестиционного проекта на предложенном инвестором земельном участке. То есть, роль Общества в реализации инвестиционных проектов сводится к посредничеству между местным исполнительным органом и потенциальным инвестором.

При этом установлено, что осуществление Обществом инвестиционных проектов на строительство жилья не соответствует требованиям законодательства в части установленного направления государственной поддержки и принципов деятельности СПК, так как данные проекты не являются индустриально-инновационными и реализуются на рынках с развитой конкуренцией.

Вместе с тем, выделение земельных участков под реализацию инвестиционных проектов на строительство бизнеса также почти во всех случаях не соответствовала принципам деятельности СПК, так как данные проекты реализовывались на рынках с развитой конкуренцией, тогда как согласно принципу «Партнерство с частным сектором», предусмотренному Концепцией развития СПК, СПК должны эффективно работать в пространстве, не занятом или недостаточно занятом частным сектором, и стимулировать развитие бизнеса, создавать условия для его роста, не конкурируя с ним.

Так из 10 реализованных проектов данному принципу соответствовал только один проект «Сборочный завод специализированной техники JCB/Hino/Valtra/KIA». Однако в ходе аудита установлено, что в рамках данного проекта на заводе собиралась техника, не предусмотренная проектом.

При этом Обществом не обеспечено эффективное использование (продажа, сдача в аренду или др.) объектов недвижимости, полученных в рамках инвестиционных проектов по 11 МЖК, на общую сумму 1 173 591,0 тыс. тенге, что не соответствует целям и задачам, определенным для СПК в Концепции и Уставе.

Более того, реализация недвижимости, полученной от участия в реализации проектов на строительство жилья, осуществлялась с нарушением внутренних правил, в том числе без предусмотренных способов и путем различных манипуляций со стоимостью квартир.

Анализ деятельности АО «СПК «Астана» по сдаче объектов недвижимости (нежилые помещения) в аренду выявил ряд нарушений внутренних правил Общества и системных недостатков, в том числе:

- мониторинг за использованием недвижимости, сданной в аренду, проводится в нарушение действующего регламента комиссией несоответствующего состава при этом не принимаются необходимые меры по устранению выявленных нарушений условий договоров аренды;

- помещения предоставлялись в аренду без взимания установленной арендной платы, в результате упущенная выгода Общества составила 117 554,8 тыс. тенге. Также имелись факты сдачи помещений по заниженным ценам. Отдельными арендаторами не оплачивались коммунальные услуги;

- договора аренды заключались без установленных внутренними правилами способов;

- имели места факты сдачи помещений в субаренду без разрешения Общества, в отдельных случаях сдача помещений в субаренду являлась упущенной выгодой общества;

- в отдельных случаях помещения сданные на условиях использования под социальные проекты фактически использовались не для социальных проектов.

При реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по городу Астана обществом допущены отдельные нарушения действующего законодательства и недостатки, в том числе:

- необеспечение обязательств по стабилизации цен на регулируемые товары;

- продление срока займа при имеющихся фактах неисполнения Заемщиком обязательств по стабилизации цен на регулируемые товары;

- необоснованное выделение займа организации, аффилированной с местным исполнительным органом.

В результате Обществом неэффективно использованы активы на общую сумму 969 245,0 тыс. тенге и допущено образование просроченной дебиторской задолженности на общую сумму 1 268 042,1 тыс. тенге.

Аудит также показал, что обществом допускались нарушения законодательства о государственных закупках, в том числе влекущие административную ответственность.

Отмечаем, что в значительной степени причинами допущенных нарушений явилось то, что должностными лицами Общества, возложенные на них обязанности в отдельных случаях исполнялись не добросовестно и использовались способы, которые не отражают в наибольшей степени интересы общества и Единственного акционера – Акимата города Астана.

В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 945 016,0 тыс. тенге, из них подлежащие возмещению 945 016,0 тыс. тенге, неэффективное использование активов государства – 44 605 176,8 тыс. тенге, сумма возможных потерь и упущенной выгоды – 267 333,3 тыс. тенге, 91 процедурных нарушений и 54 системных недостатков.

Ревизионной комиссией по результатам аудита материалы по 4 фактам направлены в соответствующие органы для привлечения к административной ответственности. По 17 фактам материалы направлены в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.

В целях устранения установленных нарушений и недостатков по итогам аудита Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.