Пресс-релиз

Итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств и активов государства на развитие систем водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации и газификации

21 декабря 2022 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств и активов государства на развитие систем водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации и газификации, который показал, что в целом топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астана (далее – Управление) и в его подведомственном ГКП на ПХВ «Elorda Eco System» (далее – Предприятие) деятельность осуществляется в соответствии с целями и задачами, определенными в их учредительных документах. Вместе с тем аудит показал наличие значительных нарушений и недостатков при планировании и реализации деятельности по развитию систем водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации и газификации.

Так, аудит показал отсутствие надлежащего планирования при разработке охваченных аудитом бюджетных программ. При этом отсутствие в бюджетных программах показателей конечного результата, отражающих достижение цели бюджетной программы, не позволяет оценить эффективность реализации бюджетной программы. Нарушения, допущенные при разработке данной бюджетной программы, являются несоблюдением принципов бюджетной системы результативности, обоснованности, эффективности и ответственности и, соответственно, согласно нормам Бюджетного кодекса средства по данным бюджетным программам на общую сумму 60 687 187,3 тыс. тенге планировались неэффективно. Более того, по всем бюджетным программам, охваченным аудитом, допущено недостоверное отражение фактических значений показателей результатов.

Отсутствие надлежащего планирования деятельности Управления создает риски снижения координации деятельности между структурными подразделениями, отсутствия четкого видения последовательности реализуемых мероприятий, решаемых задач и достигаемых целей. А также снижает возможности оценки эффективности деятельности государственного органа и принятия своевременных мер по устранению недостатков деятельности.

Также аудит показал, что имели место факты неэффективного использования бюджетных средств при развитии газотранспортной системы.

К примеру, в рамках проекта «Развитие системы ливневой канализации в городе Астане. Строительство очистных сооружений ливневой канализации района III-6. Корректировка» предусмотрена установка снегоплавильного пункта «Горыныч СП-800Г», на закуп и монтаж которого израсходовано 357 540,1 тыс. тенге. При этом в ходе аудита установлено, что только расходы на приобретение сжиженного газа необходимого для переработки снега в среднем превышают расходы на утилизацию аналогичного количества снега на снежных полигонах в 3,2 раза. При этом в расчете не учтены такие расходы как амортизационные расходы и прочие расходы по эксплуатации снегоплавильного пункта, дополнительные расходы по эксплуатации и обслуживанию самих очистных сооружений, связанные с увеличившейся на них нагрузкой. Кроме того, использование невозобновляемых природных ресурсов, таких как сжиженный газ, для плавления снега не соответствует принципам «зеленной экономики».

Кроме того, установлено, что при разработке проектов допущено завышение стоимости 5 проектов на общую сумму 757 206,4 тыс. тенге, что указывает на низкий уровень разработки проектно-сметной документации.

Обслуживание, содержание и эксплуатацию системы ливневой канализации в рамках заключенных с Управлением договоров о государственных закупках осуществляет ГКП на ПХВ «Elorda Eco System». При этом анализ показал, что основными проблемными вопросами функционирования ливневой канализации в городе Астана, последствия которых Предприятию приходится решать в ходе своей деятельности, являются:

- недостаточная проектная мощность отдельных насосных станций и очистных сооружений;

- наличие коллекторов, неподключенных к очистным сооружениям;

- отсутствие ливневой канализации на отдельных участках города.

Предприятием допущены факты неэффективного использования активов государства на общую сумму 1 175 563,1 тыс. тенге. Наиболее ярким примером, которых являются переданные 03 июня 2020 года от ТОО «Астана Тазалык» передвижные снегоплавильные установки в количестве 3 единиц общей стоимостью 773 086,0 тыс. тенге, которые не используются Предприятием по причине затратной эксплуатации данного оборудования. При этом отмечаем, что в ходе аудита Ревизионной комиссии в ТОО «Астана Тазалык» в 2020 году отмечался факт неэффективного использования данных передвижных снегоплавильных установок, которые ТОО «Астана Тазалык» не использовались по аналогичным причинам.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности Предприятием допущен ряд существенных нарушений и недостатков, в том числе:

- получение доходов от совершения деятельности, не предусмотренной его уставом, на сумму 31 284,6 тыс. тенге;

- значительные нарушения бухгалтерского учета, в том числе приведшие к искажению финансовой отчетности за 2020 и 2021 годы;

- сверх нормативных расходов на ГСМ и командировочные расходы;

- недостатки по оплате труда и подбору кадров.

Управлением и Предприятием допущено значительное число нарушений законодательства о государственных закупках, в том числе влекущих административную ответственность.

В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 172 046,7 тыс. тенге, из них подлежащие восстановлению 140 684,8 тыс. тенге (в ходе аудита восстановлено 140 684,8 тыс. тенге) и возмещению 31 361,6 тыс. тенге (в ходе аудита возмещено 33,3 тыс. тенге), неэффективное планирование бюджетных средств на общую сумму – 60 687 187,3 тыс. тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – 2 092 297,7 тыс. тенге, сумма возможных потерь – 972 937,4 тыс. тенге, 169 процедурных нарушений и 14 системных недостатков.

По результатам аудита Ревизионной комиссией должностные лица Управления и работники Предприятия привлечены к административной ответственности по 7 фактам. В соответствующие органы для привлечения к административной ответственности направлены материалы по 11 фактам, допущенным Управлением, и по 13 фактам, допущенным Предприятием. По 5 фактам материалы направлены в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.

По итогам аудита в целях устранения установленных нарушений и недостатков Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.