Итоги государственного аудита эффективности управления активами квазигосударственного сектора в АО «Астана-Теплотранзит» и АО «Астана-Энергия

7 октября 2021 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан. На заседании обсуждены итоги государственного аудита эффективности управления активами квазигосударственного сектора в АО «Астана-Теплотранзит» и АО «Астана-Энергия.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности Астана-Теплотранзит показал, что имеются отдельные нарушения и недостатки в деятельности Предприятия, к примеру: отсутствие внутренних нормативных документов по оказанию платных услуг (правила и/или механизмы), повлекло образование дебиторской задолженности со стороны заказчиков услуг по неосновной деятельности, при оказании платных услуг, не обеспечивается покрытие расходов по этим услугам.

Кроме того, установлен ряд нарушений и недостатков по неосновной деятельности Астана-Теплотранзит, к примеру: при сдаче помещений в аренду Предприятием применены неэффективные ресурсы, в целях увеличения дохода; осуществление расчетов наличными деньгами способствует проведению незаконных кассовых операций без соблюдения требований налогового законодательства; ценообразование по реализации лома и черных металлов значительно ниже рыночных цен.

Предприятием в связи со слабым взаимодействием структурных подразделений допускаются нарушения, связанные с планированием производственных затрат, которые влекут за собой отсутствие экономного использования финансовых и материальных ресурсов Астана-Теплотранзит.

Установлены факты упущенной выгоды и возможных потерь на общую сумму 14 301,3 тыс. тенге со стороны Астана-Теплотранзит, на наш взгляд сотрудниками и руководством Предприятия принимаются неэффективные меры в части получения максимальной выгоды.

Факты неэффективного использования активов на общую сумму 2 779 726,6 тыс. тенге Предприятия свидетельствуют о формальном отношении со стороны руководства к используемым активам, недоработок со стороны ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Нур-Султан», а также о недостаточном контроле и качестве работы бухгалтерской службы Астана-Теплотранзит.

Распределение электрической энергии на 2020 год осуществлялся в нарушение статьи 59 Закона РК «Об акционерных обществах» и пункта
12 Устава не коллегиально, а самостоятельно Астана-Энергией.

Астана-Энергия при осуществлении деятельности по аренде имущества допускается упущение выгоды, в связи с определением стоимости аренды значительно ниже рыночных цен. При этом, данное решение также не принимается коллегиально.

Астана-Энергия осуществляется эксплуатация основного технологического оборудования без принятия на баланс, а именно по проектам реконструкции и расширения ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 осуществляемым ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Нур-Султан» и начиная с 2006 года передается оборудование во временную эксплуатацию. Так из действующего оборудования в количестве 32 единицы, 21 не приняты на баланс, при этом на 21 единицу оборудования амортизация не начисляется. Согласно нормативным актам в сфере естественных монополий амортизационные отчисления должны быть целевыми, то есть использоваться в строгом соответствии, что приводит к содержанию и ремонту данного оборудования за счет прибыли Астана-Энергия.

Аудитом установлены систематические нарушения процедур государственных закупок, что обусловлено разделением по курируемым структурным подразделениям обязательств по заключению и сопровождению договоров.

Причинами допущенных нарушений и недостатков, прежде всего, является отсутствие должного контроля со стороны руководства акционерных обществ «Астана-Теплотранзит», «Астана-Энергия», АО «СПК «Astana» и ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Нур-Султан», не соблюдения нормативных и правовых актов, не обеспечение должного ведения бухгалтерского учета и использования внутренних средств контроля, в том числе фактического отсутствия службы внутреннего аудита в АО «Астана-Энергия».

В целом по результатам государственного аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 3 106 215,1 тыс. тенге, из них подлежащие восстановлению 2 915 675,9 тыс. тенге (восстановлено до проведения заседания 2 628 403,8 тыс.тенге), возмещению 190 539,2 тыс.тенге (возмещено до проведения заседания 641,5 тыс.тенге), сумма неэффективного использования активов составила 2 892 614,6 тыс.тенге, 135 процедурных и 58 системных нарушений.

Кроме того, установлено возможных потерь и упущенной выгоды в размере 34 090,3 тыс. тенге.

Итогам государственного аудита Ревизионной комиссией даны соответствующие поручения и рекомендаций.