Ревизионной комиссии – 10 лет

Одной из сложных современных задач любого государства является повышение эффективности управления национальными ресурсами, важнейшими из которых являются государственные финансы и собственность. Содействовать государству и обществу в решении этой задачи призвано проведение государственного аудита.

В 1953 году в Гаване была образована международная организация высших контрольных органов – ИНТОСАИ, целью деятельности которой является обмен идеями и опытом между высшими контрольными органами государственного аудита. Основополагающим нормативным документом, регламентирующим деятельность ИНТОСАИ, является Декларация руководящих принципов контроля, принятая в городе Лиме в 1977 году.

Основным направлением государственного аудита является выработка рекомендаций для повышения эффективности управления и использования бюджетных средств и активов на основе оценки деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики и ее отраслей.

Под сферу государственного аудита попадает функциональный анализ деятельности государственных органов и их подведомственных организаций, оценка эффективности реализации стратегических целей и задач, программных документов по их достижению, качество оказываемых государственных услуг, управление кадровыми, финансовыми, природными и иными ресурсами, а также принимаемые меры по оптимизации управленческих процессов, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Отличие аудита от финансового контроля заключается в том, что аудит носит не карательный, а предупредительный характер. Если система государственного финансового контроля направлена на выявление нарушений и принятие мер реагирования, то государственный аудит осуществляет оценку управления, направленную на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта аудита. Государственный аудит не только констатирует те или иные несоответствия, но и выявляет резервы и потенциал использования, управления государственными финансовыми ресурсами с большей отдачей, эффективностью. В целом государственный аудит осуществляет оценку деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики и ее отраслей, сфер государственного управления, позволяющую своевременно выработать рекомендации для повышения эффективности управления и использования государственных средств и активов.

В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний аудит.

Ревизионные комиссии, созданные по Указу Президента, относятся к органам внешнего государственного аудита, которые осуществляют аудит за использованием средств местного бюджета и управления активами государства и субъектов квазигосударственного сектора.

Постановлением акимата города Астаны от 30 июня 2011 года
№15-604п образовано государственное учреждение «Ревизионная комиссия по городу Астане» (далее - Ревизионная комиссия), 19 августа 2011 года решением сессии маслихата города Астаны №476/68-IV утверждено Положение о государственном учреждении.

В первый состав Ревизионной комиссии, утвержденными решениями сессии маслихата города Астаны (от 19 августа 2011 года, 7 сентября
2011 года)
вошли:

- Молдаш Ғалымжан Өмірәліұлы – председателем Ревизионной комиссии;

- Сотникова Галина Михайловна – член Ревизионной комиссии;

- Жанбосынов Шамшиден Умирзакович - член Ревизионной комиссии;

- Құрман Ғалым Полатұлы - член Ревизионной комиссии;

- Спанов Магбат Уарысбекович - член Ревизионной комиссии.

В октябре месяце 2011 года укомплектована штатная численность Ревизионной комиссии в количестве 26 единиц.

С момента создания Ревизионной комиссии осуществлен переход на качественно новый уровень работы по международным стандартам, внедрены современные формы и методы аудиторской и экспертно-аналитической деятельности, усовершенствованы законодательная и методологическая  базы, выстроен кадровый потенциал.

Состав ревизионной комиссии сформирован из квалифицированных работников имеющих многолетний стаж и навыки работы в области экономики, финансов, в сферах государственного финансового контроля и налоговых органов, что в свою очередь позволило в годы становления достаточно эффективно и качественно исполнять поставленные задачи. Выполняемые Ревизионной комиссией функции и полномочия предъявляют высокие требования к уровню профессиональных знаний, умений и навыков ее работников, в том числе и по международной  практике. Так, международные сертификаты CIPFA имеют 61,2 % работников от общего количества, при этом доля сертифицированных работников к общему количеству составляет – 80,6 %.

В Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 отмечено, что необходимо усилить ревизионные комиссии.

На сегодняшний день Ревизионной комиссией проведено
206 аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий в 836 объектах с охватом государственных средств в размере 2 904,4 млрд. тенге, по результатам которых выявлено нарушений на 2 014,9 млрд. тенге и возмещено/восстановлено сумма в размере 256,5 млрд. тенге.

Работа государственного аудитора – это кропотливый и каждодневный труд, требующий много сил и полной самоотдачи.

За этими цифрами скрывается ежедневно слаженная работа всей профессиональной команды ревизионной комиссии под руководством действующего Председателя Ревизионной комиссии Акпомбаева Иманужусупа Латкеновича

Налажено взаимодействие с представительной и исполнительной властями, правоохранительными органами. Подписаны меморандумы о сотрудничестве, проведении совместных мероприятий по обмену практическим опытом ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы (2014 году), о взаимном сотрудничестве с Филиалом партии «Nur Otan» по городу Нур-Султан
(2020 год), службой экономических расследований (2021 год).

Пройдя непростой путь становления, проделав огромную работу, ревизионная комиссия состоялась как результативный контрольный орган, стоящий на страже использования бюджетных средств и уверенно занявший достойное место среди органов государственного аудита.