Итоги государственного аудита эффективности управления активами ГКП на ПХВ «Городская станция скорой медицинской помощи» акимата города Нур-Султан

13 мая 2021 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан.

Итоги государственного аудита эффективности управления активами ГКП на ПХВ «Городская станция скорой медицинской помощи» акимата города Нур-Султан (далее - Предприятие), показали, что в настоящее время Предприятие имеет в наличии современное оборудование, лекарственные препараты, санитарный автотранспорт и располагает квалифицированными кадрами для обеспечения оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при острых заболеваниях и состояниях, угрожающих жизни, а также для предотвращения существенного вреда здоровью на месте происшествия и (или) в пути следования в медицинскую организацию жителям и гостям города Нур-Султан.

Вместе с тем оценка обеспечения доступности и своевременности предоставления медицинской помощи показал, что имеются отдельные недостатки в работе Предприятия. Так, Предприятием не проводится актуализация сведений на официальном интернет-ресурсе, не доступна версия для слабовидящих, не размещена имеющаяся информация о платных услугах. Отсутствует учет количества обслуживаемого населения в разрезе подстанций. 

В нарушение требований Правил организации и проведения экспертиз Предприятием внутренние экспертизы за 2019-2020 годы проведены не в полном объеме. Кроме того, из-за не полноценного ведения Предприятием документации в электронном виде за аудируемый период отсутствует информация о полноте проведенной экспертизы по 151 876 обслуженным вызовам. За допущенные недостатки в работе не всегда применяется меры дисциплинарного характера к работникам Предприятия. При этом в некоторых случаях установлено применение формального подхода при применении дисциплинарного взыскания работникам (практикуется досрочное их снятие ближе к выплате денежных вознаграждений).

Проведенная оценка и анализ деятельности скорой медицинской помощи на соответствие полномочиям и задачам, определенным учредительными документами и другими нормативными правовыми актами показал, что полномочия Наблюдательного совета внесены в Устав Предприятия лишь в 2019 году, спустя 4 года после образования наблюдательных советов.

Наблюдательным советом не определены приоритетные направления деятельности Предприятия, а также не проводился анализ системы управления Предприятием, не разработаны рекомендации по повышению ее эффективности, отсутствует деятельность, направленная на внедрение принципов корпоративного управления.

Организационная структура Предприятия на 2019 год была утверждена в нарушение норм Закона о госимуществе и методических рекомендации по разработке. В нем отсутствовало полномочия Наблюдательного совета, в качестве должности руководителя Предприятия использовался «Главный врач», не предусмотренный Уставом. В утвержденных Положениях о структурных подразделений отсутствует подчиненность подразделения в соответствии с организационной структурой. В должностных инструкциях руководства Предприятия отсутствуют функциональное закрепление. Установлен факт назначения на должность заведующего подстанцией, не имеющей в момент издания приказа первую (высшую) квалификационную категорию по клиническим специальностям.

В Плане развития на 2019 и 2020 годы отсутствуют данные по показателям качества и конечного результата. В нарушение пункта 1 статьи 138 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года №413-IV «О государственном имуществе» (далее - Закон о госимуществе) неправомерно завышен фонд оплаты труда на сумму единовременных поощрительных выплат работникам в размере 455 663,0 тыс.тенге, выплаты которых в соответствии с внутренними документами Предприятия производится только при наличии экономии фонда оплаты труда.

Аудит полноты и своевременности отражения расходов в бухгалтерском учете показал на наличие недостатков, которые повлияли на результат финансово-хозяйственной деятельности Предприятия и как следствие отразилось на полноте уплаты в бюджет города Нур-Султан отчислений части чистого дохода Предприятия.

В нарушение пункта 2 статьи 138 Закона о госимуществе Предприятием за аудируемый период неправомерно осуществлены дополнительные расходы по оплате труда на общую сумму 466 568,1 тыс.тенге за счет «искусственной» экономии средств.

Предприятием не обеспечено качественное составление критериев оценки деятельности работников, что в конечном итоге не отражают повышение качества оказываемых услуг и результативность работы при оценке работников по выплате дифференцированной оплаты. Произведена разовая выплата (в декабре 2020 года) единовременной премий работникам Предприятия на общую сумму 158 846,0 тыс.тенге при отсутствии представления от руководителей структурных подразделений и документального подтверждения об особых достижений в работе. Также, при наличии неснятого дисциплинарного взыскания, производилась выплата единовременной премии (177,0 тыс.тенге).

Установлены ряд нарушений норм Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» (далее – Закон о госзакупках). Так, Предприятием в целях не проведения конкурсных процедур комплекс взаимосвязанных работ преднамеренно разделены на лоты, при отсутствии оснований для осуществления государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках, не обоснованно заключены 5 договоров с Поставщиками товаров, работ, и услуг.

При наличии фактов ненадлежащего исполнения поставщиками своих обязательств по заключенным договорам о государственных закупках, в том числе приведшее к взысканию неустойки в общей сумме 452,3 тыс.тенге, Предприятием в нарушение пункта 4 статьи 12 Закона о госзакупках не приняты меры по признанию трех поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок за ненадлежащие исполнения своих обязательств по заключенным договорам.

Итоги оценки материально-технической базы предприятия и их эффективное использование свидетельствует о не до оснащения санитарного транспорта класса «С» (реанимобиль) и класса «А» необходимыми медицинскими оборудованиями для оказания СМП. При этом из приобретенных в 2019 – 2020 годах 101 санитарного транспорта, 52 или более половины транспорта приобретены без оборудования.

Также анализ своевременности и полноты оприходования основных средств показал на имеющие недостатки и нарушения при ведении бухгалтерского учета и отчетности. При проведении текущего ремонта зданий и помещений не проводился соответствующий учет сырья и материалов при использовании и списаний в расход. Также при списании шин не соблюдались требования, применяемые для оформления операций по списанию материальных средств.

Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений на общую сумму 51 511,1 тыс.тенге, из них подлежащие: восстановлению по бухгалтерскому учету – 24 812,1 тыс.тенге, (восстановлено в ходе аудита 1 644,3 тыс.тенге); возмещению – 26 699,0 тыс.тенге, (возмещенная в ходе аудита 326,7 тыс.тенге), неэффективное планирование бюджетных средств – 455 663,0 тыс. тенге, а также выявлено возможных потерь и упущенной выгоды на сумму 466 568,1 тыс.тенге, 55 процедурных нарушения и 38 системных недостатков в деятельности объектов государственного аудита.

Для устранения, установленных нарушений и недостатков, Ревизионной комиссией выработаны поручения и рекомендации, которые направлены объектам аудита.