8 октября 2020 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан по итогам государственного аудита эффективности использования государственных средств, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства

Проведенный государственный аудит выявил ряд системных недостатков и нарушений законодательства Республики Казахстан при разработке и утверждений  Регламента Управления по инвестициям и развитию предпринимательства города Нур-Султан (далее – Управление), положений о структурных подразделениях. Деятельность Управления осуществлялось без наличия плана работ на квартал, год, долгосрочную перспективу.

При разработке и утверждении бюджетных программ, не соблюдались требования по ее составлению, отраженная сумма расходов по отдельным бюджетным программам не подтверждена полной, достоверной и  обосновывающей информацией. Нарушение требований бюджетного законодательства  при планировании и использовании бюджетных средств  привело к несоблюдению ряда принципов бюджетной системы Республики Казахстан, таких как результативность, обоснованность, эффективность, ответственность, адресности и целевого характера бюджетных средств. Показатели конечного результата в бюджетных программах (БП) 050 (2020 год), 055 (2017 год), 056 (2017 год, 2020 год) не соответствует установленным критериям, так как они выражены в денежном выражении.

Управлением  в нарушение бюджетного законодательства, а также из-за ненадлежащего взаимодействия между структурными подразделениями допущено недостоверное отражение в отчете о реализации бюджетных программ за 2018 год показателей прямого результата по пяти бюджетным программам (БП 010, 017, 018, 055, 069) и показателей конечного результата по трем бюджетным программам (БП 010, 015, 018), аналогично за 2019 год показатели прямого результата по четырем бюджетным программам (БП 010, 017, 018, 069) и показатели конечного результата по двум бюджетным программам (БП 015, 082), что привело к искажению и  не соответствию их фактическим данным.

В заключенных Договорах за аудируемый период не регламентирован порядок исполнения обязанности Финансового агентства (филиал Фонда Даму) в части ежемесячного и ежеквартально направления региональному координатору Программы/уполномоченному органу отчета о субсидирований из-за их отсутствия в Типовом договоре 2020 года. Тогда как указанное обязательство Финансового агентства предусмотрены «Механизмом субсидирования» Правил субсидирования в рамках Программы ДКБ-2025.

Кроме того, Управлением не проводится надлежащее исполнение обязанностей и прав, предусмотренных в заключенных договорах в рамках выделенных объемов бюджетных средств по БП 027, 037. 050, 055 и 056. В связи с чем,  не проводился контроль и мониторинг целевого использования  бюджетных средств и целевого использования Инвестором приобретенной техники и оборудования  в 2017 году на сумму 414 518,2 тыс.тенге (БП 050 -30 279,2 тыс. тенге, БП 055 -37 399,0 тыс. тенге, БП 056 - 346 840,0 тыс. тенге), 2018 году – 92 255,0 тыс. тенге (БП 027 – 32 000,0 тыс.тенге, БП 050 -60 255,0 тыс. тенге), 2019 году  - 997 391,8 тыс. тенге (БП 027 - 100 000,0 тыс.тенге, БП 037 – 450 000,0 тыс.тенге, БП 050 - 447 391,8 тыс. тенге).

Также Управлением при реализации на территориальном уровне Программы  развития агропромышленного комплекса на 2017 – 2021 годы (АПК) и Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы не ведется работа по мониторингу инвестиционного субсидирования в информационной системе субсидирования, отсутствует необходимая информация для исполнения условий мониторинга, в том числе необходимая информация для формирования отчетности, в связи с чем, отчеты по мониторингу не размещены на официальном интернет – ресурсе.

Управление не владеет достоверной информацией касательно создания дополнительных рабочих мест  субъектами частного предпринимательства (далее – СЧП), получивших финансовую поддержку в виде кредитования, субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования по кредитам банков второго уровня, что является существенным недостатком в деятельности Управления. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что задача Программ по увеличению занятости населения в малом и среднем предпринимательстве (далее – МСП) г. Нур-Султан реализуется не на должном уровне.

Несмотря на увеличение количества действующих субъектов МСП, снизились доли выпускаемой продукции субъектами МСП города Нур-Султан в общем объеме выпускаемой продукции субъектами МСП по Республике Казахстан, соответственно и в обрабатывающей промышленности.

Проведённый аудит свидетельствует о неэффективной поддержке небольших проектов малого и среднего предпринимательства, которые при поддержке способствовали бы расширению бизнес инициативы предпринимателей и положительно повлияли бы по выполнению целевых индикаторов Программы (54 731 716,7  тыс.тенге, или 56,6%, поддержанного кредита банков за 2015-2019 годы приходится на 37 проектов с суммой кредита от 500 000,0 тыс.тенге до 4 500 000,0 тыс.тенге).

Отдельные СЧП являлись получателями субсидии и гарантий не единожды (по субсидиям – 167 СЧП, гарантиям – 51 СЧП) по разным направлениям и проектам, тогда как для других предоставляемые меры поддержки так и остались не доступными. Кроме того, в нарушение Правил субсидирования оказана финансовая поддержка 43 предпринимателям с других регионов по 105 проектам на общую сумму 635 860,3 тыс.тенге. Которые согласно представленным сведениям ДГД не участвовали в создании новых рабочих мест и увеличении занятости населения в г. Нур-Султан. Финансовым агентством в нарушение Правил субсидирования и Программы к субсидированию допущены не соответствующие критериям Программы (виды деятельности не соответствуют к приоритетным секторам экономики Программы) 12 предпринимателей по 28 проектам на общую сумму 173 388,9 тыс.тенге. В нарушение условий предоставления субсидий в рамках второго направления, оказана государственная поддержка субъекту крупного предпринимательства в виде субсидирования ставки вознаграждения по кредиту банка  на сумму 90 227,7 тыс.тенге (ТОО «Апрель» - 6 342,3 тыс.тенге, ТОО «Комбинат индустриального домостроения ТемирТасАстана» - 83 885,4 тыс.тенге). В нарушение Правил предоставления государственных грантов, Управлением не обоснованно одобрены заявки от ТОО «Informatiх», ТОО «ADB Company» и ТОО «Чердак»  на получение государственного гранта в сумме 9 000,0 тыс.тенге, так как виды деятельности данных субъектов согласно кодам ОКЭД не соответствуют установленному перечню Программы.

Средства БП 010 2018 года в сумме 343 868,2 тыс.тенге, предусмотренные на государственную поддержку начинающих и действующих предпринимателей, путем предоставления займа на определенных условиях, в нарушение бюджетного законодательства были направлены на поддержку 19 субъектам среднего предпринимательства.

При этом выделенные средства  в 2019 году в сумме 500 000,0 тыс.тенге по состоянию на 31 мая 2020 года не использованы на  кредитование СЧП и находятся на расчетном счете   филиала Фонда Даму.    

В связи с чем, удельный вес получателей мер финансовой поддержки в рамках ДКБ-2020 к общему количеству действующих субъектов МСП остается очень низким и составляет менее 1%, что свидетельствует о недоступности оказываемых мер для широкого круга (для более 99%) предпринимателей столицы и возможном наличии скрытых препятствий на этапе информационного оповещения, отбора и принятия решения.

К низкому удельному весу получателей мер финансовой поддержки в какой-то мере повлияло то, что механизм партнерских программ государства с градообразующими предприятиями в части развития и поддержки МСП в городе Нур-Султан посредством объединения усилий крупных компаний, государства и финансовых институтов не реализован.

Таким образом, Программа ДКБ -2020  фундаментально не решает проблему поддержки малого и среднего предпринимательства г. Нур-Султан, а лишь точечно воздействует на отдельные субъекты предпринимательства столицы, не создавая при этом необходимого эффекта. Так, несмотря на ежегодный рост объема освоенных средств в рамках мер поддержки по Программе, удельный вес выпуска продукции участниками Программы в выпуске продукции субъектами МСП г.Нур-Султан в период с 2015 по 2019 годы значительно не изменялся, находясь в коридоре с 5,3 до 6,1 %. Кроме того, в 2019 году по сравнению с 2018 годом произошло снижение данного показателя с 6,7% до 6,1%.

Следовательно, вклад субъектов–участников Программы  МСП г. Нур-Султан на достижение целевых индикаторов «Дорожной карты бизнеса -2020» (1. Доведение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее 12,5 %. 2. Увеличение объема выпуска продукции МСП в 1,5 раза от уровня 2014 года. 3. Увеличение активно действующих субъектов МСП на 50 % от уровня 2014 года. 4. Увеличение количества занятых в МСП на 50 % от уровня 2014 года), в том числе на увеличение численности занятых является незначительным, а ежегодный прирост численности занятых в МСП г. Нур-Султан в период с 2015 по 2019 год, обеспечен в основном иными субъектами МСП, не являющимися получателями мер поддержки в рамках Программы.

Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений на сумму 3 650,0 тыс.тенге, подлежащие возмещению, неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 717 584,3  тыс.тенге, неэффективное планирование бюджетных средств - 6 084 874,0 тыс. тенге, а также выявлено 195 процедурных нарушений и 39 системных недостатков в деятельности объектов государственного аудита.

Для устранения, установленных нарушений и недостатков, Ревизионной комиссией выработаны поручения и рекомендации, которые направлены объекту аудита и заинтересованным лицам.