10 сентября 2020 года на заседании Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан рассмотрены итоги государственного аудита эффективности деятельности государственного органа и исполнения им отдельных бюджетных программ
Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан, рассмотрев итоги эффективности деятельности государственного органа ГУ «Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султан» (далее - Управление) и исполнения им отдельных бюджетных программ, отмечает, что в целом, задачи и функции государственным органом реализуются в соответствии с законодательством РК.
Изучение внутренних документов, регламентирующих деятельность Управления, показал, что существует ряд системных нарушений и недоработок, допускаемых Управлением в своей деятельности, выявлены нарушения по не соблюдению норм законодательства РК при разработке и утверждению Положения государственного органа. К примеру: содержание Миссии государственного органа в Положении не актуализировано с учетом передачи Управлению полномочий по управлению ГКП на ПХВ «Городской центр мониторинга и оперативного реагирования», в результате отдельные функции, предусмотренные Положением Управления не соответствуют Миссии государственного органа; Миссия Управления по осуществлению государственных функций в сфере ветеринарного контроля и надзора на территории города Нур-Султан, отраженная в Положении государственного органа, не соответствует действующему законодательству, на сегодняшний день государственный контроль и надзор в области ветеринарии осуществляется ГУ «Территориальная инспекция Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК по городу Нур-Султан».
Существуют недостатки, оказывающие существенное влияние на эффективность реализации задач, поставленных перед Управлением. Так:
- на законодательном уровне не доработан механизм осуществления функции по регулированию вопросов наружной (визуальной) рекламы;
- в рамках сокращения избыточных функций местного исполнительного органа не рассмотрен вопрос о передачи в конкурентную среду функции Управления по проведению техосмотра тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним;
- Управление осуществляет функцию государственного регулирования в виде контроля и надзора за строящими объектами подведомственной организации, которое является по отношению к Управлению аффилированным лицом, что влечет за собой конфликт интересов, риск ненадлежащего осуществления Управлением своих полномочий.
Отмечается ряд упущений в деятельности структурных подразделений Управления, в частности: осуществления деятельности без утверждения Планов работ на отчетный период и долгосрочную перспективу, отсутствует практика предоставления отчетов о проделанной работе за отчетный период.
Управлением мероприятия, предусмотренные в рамках реализации бюджетных программ, в целом выполнены, запланированные ключевые показатели прямых результатов достигнуты.
Вместе с тем, несмотря на достижении Управлением показателей результатов бюджетных программ существует ряд нарушений и недостатков, а именно: не соблюдаются сроки утверждения (переутверждения) бюджетных программ, отсутствует практика закрепления отдельным приказом руководителя бюджетной программы.
Кроме того, не обеспечена полнота и достоверность информации к расчетам, содержащихся в бюджетных заявках, что свидетельствует о неэффективном планировании расходов по отдельным бюджетным программам.
Не на должном уровне осуществляется планирование бюджетных средств, в частности: не осуществляется мониторинг цен потенциальных поставщиков, анализ рынка, закупаемых товаров (услуг) и т.п, отсутствуют документы и расчеты, подтверждающие потребность закупаемых товаров (услуг) и их количество.
Недостатком отмечается тот факт, что при планировании бюджетных средств, необходимых для строительства проблемных домов, запланировано выделение средств на сумму 1,5 млрд.тенге на проект с истекшим сроком реализации проектно-сметной документации (ПСД). В соответствие с пунктом 7 статьи 60 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16 июля 2001 года №242 ПСД по которой в течение трех и более лет после ее утверждения в порядке, установленном законодательством РК, не начато строительство, считается устаревшей.
Также, в функциональных обязанностях руководителя и специалистов структурного подразделения не отражена обязанность по разработке бюджетных программ, отсутствует обязанность по осуществлению работы, направленной на достижение прямых и конечных результатов программных документов, по выполнению работы по учету экономических показателей результатов деятельности Управления, функция по ведению бухгалтерского учета.
В рамках исполнения мероприятий по использованию бюджетных ресурсов при реализации отдельных бюджетных программ Управлением допускаются следующие недоработки:
- не правильное определение предмета договора с поставщиками услуг при проведении закупок;
- поставщиками услуг в рамках реализации бюджетных программ не соблюдаются сроки исполнения договорных обязательств;
- своевременно не применяются меры, предусмотренные законодательством РК по государственным закупкам, к поставщикам услуг за ненадлежащее исполнение ими договорных обязательств, в частности, удержание (взыскание) неустойки, обращение в судебные органы по признанию недобросовестным поставщиком.
Стоит отметить, что большинство из вышеприведенных недостатков и нарушений имеют системный характер, основными причинами допущения нарушений являются не надлежащее исполнение работниками своих функциональных обязанностей на вверенных им участках работы, большая загруженность работников, необеспечение со стороны руководящего состава должного контроля за соблюдением работниками норм законодательств РК.
Кроме того, отмечаем пробелы нормативно-правовых актов, в части несоответствие нормативных правовых актов нижнего уровня вышестоящему уровню. Так, в связи с упразднением отдельных функций местного исполнительного органа в сфере ветеринарии, не внесены изменения в Стандарты государственных услуг в сфере ветеринарии в части определения услугодателя.
Вместе с тем, для обеспечения единых требований к качеству оказания государственных услуг в подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания государственной услуги, уполномоченным органом не внесены изменения и дополнения в соответствие с утвержденным реестром государственных услуг. Данные пробелы влекут за собой противоречивость в части применения нормы, так как не обеспечивает единство применения нормы при оказании государственных услуг в сфере ветеринарии. Аудитом отмечается, что до сегодняшнего дня государственные услуги в области технической инспекции и ветеринарии осуществляются на бумажном носителе посредством приема документов через канцелярию Управления.
В целом по результатом аудита установлены финансовые нарушения на 434,7 тыс. тенге, из них подлежат к возмещению 434,7 тыс.тенге (возмещено в ходе аудита - 434,7 тыс.тенге), неэффективное планирования бюджетных средств 1 548 292,4 тыс.тенге, а также 17 процедурных нарушений и 17 системных недостатков.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление и даны соответствующие поручения и рекомендации.