Пресс-релиз по итогам государственного аудита реализации Плана мероприятий «Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы» и оценки материально-технического оснащения образовательных учреждений города Нур-Султан
11 мая 2020 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан.
На заседании Ревизионной комиссии подведены итоги государственного аудита реализации Плана мероприятий «Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы» и оценки материально-технического оснащения образовательных учреждений города Нур-Султан.
Государственным аудитом охвачено 15 объектов, в том числе 14 подведомственных Управлению образования города Нур-Султан (далее – Управление образования).
По итогам проведенного государственного аудита отмечается, что деятельность Управления образования и школ осуществлялась в соответствии с целями и задачами утвержденных бюджетных программ, вместе с тем, установлено недостижение отдельных целевых индикаторов Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, в том числе:
- целевой индикатор «Доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением», при плане 100%, факт – 98,4%;
- показатель «Доля педагогических работников дошкольных организаций с высшим и техническим и профессиональным образованием по специальности «Дошкольное воспитание и обучение», при плане 50%, факт – 46,5%;
- показатель «Доля дошкольных организаций, прошедших аттестацию от общего количества дошкольных организаций, подлежащих аттестации», при плане 86%, факт – 0%;
- показатель «Результаты казахстанских учащихся в ВОУД», 4 класс при плане 25%, факт – 21,3%, 9 класс при плане 60%, факт – 36,4%, 11 класс при плане 50%, факт – 55,9%;
- показатель «Доля школьников, охваченных детско-юношеским движением, в том числе движениями «Жас ұлан», «Жас қыран», при плане 66%, факт – 65,4%;
- показатель «Доля детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, обеспеченных семейным устройством от общего числа вновь выявленных детей данной категории», при плане 68%, факт – 55%;
- показатель «Прирост количества принятых студентов в организации технического и профессионального образования по государственному образовательному заказу (в 2016 году – 4 050 студентов)», при плане 24,5%, факт – 13,6%.
Итоги аудита показали, что одной из главных системных проблем является дефицит мест в организациях образования столицы (наполняемость классов доходит до 40 учащихся в одном классе).
На сегодняшний день в городе Нур-Султан имеется 8 школ с трехсменным обучением, количество переуплотненных школ составляет 22 единицы, что может привести к их дальнейшему переходу на трехсменный режим работы. Дефицит ученических мест в учреждениях образования в 2019 году по сравнению с 2018 годом возрос с 16 598 до 21 945 мест (32,2%).
Дефицит мест в дошкольных организациях образования уменьшается за счет внедрения государственного образовательного заказа в частных садах, несмотря на это, в конце 2019 года он составляет 12 110 мест (на 2018 год – 18 664 мест), т.е. дошкольным образованием обеспечено 98,4% детей.
Вследствие переуплотненности организаций образования не обеспечивается соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, что в свою очередь негативно влияет на качество образовательного процесса и безопасность детей.
Задача по снижению дефицита объектов среднего образования также решается за счет ввода в эксплуатацию и открытия новых объектов образования, а также строительства пристроек к существующим школам.
При этом, итоги аудита показали, что в отдельных случаях не обеспечивается своевременный ввод в эксплуатацию построенных объектов, что в итоге не позволяет снизить дефицит ученических мест.
Кроме того, в организациях образования имеется проблема дефицита кадров и высокой степени их текучести.
По предоставленным данным Управления образования потребность в педагогических кадрах по состоянию на 1 февраля 2020 года составляет 278 преподавателей, при этом фактическая потребность в кадрах гораздо выше, так как зачастую в организациях образования имеется практика совмещения должностей, где средняя нагрузка на одного 1 преподавателя составляет 1,3 ставки.
Далее, отмечается, что материально-техническая оснащенность учреждений дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования по многим позициям систематически не соответствует утвержденным нормам.
При этом, следует отметить, что финансирование объектов дошкольного и общесреднего образования осуществляется в соответствии с Методикой подушевого нормативного финансирования, согласно которой организации образования самостоятельно распределяют выделенные им бюджетные средства по своему усмотрению.
Аудитом также установлены факты неправомерного заключения договоров Управлением образования с подведомственными организациями дополнительного образования на оказание услуг по обучению в рамках государственного образовательного заказа на среднее образование по бюджетной программе 003 «Общеобразовательное обучение», тогда как целью их деятельности является предоставление дополнительных услуг образования, а не оказание услуг по обучению среднего образования в рамках государственного образовательного заказа.
Также по итогам аудита выявлены нарушения при планировании бюджетных средств в рамках проверенных бюджетных программ, составлении отчетности об их реализации, а также нарушения и недостатки при расходовании бюджетных средств.
Несмотря на централизацию бухгалтерского учета установлены нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении финансовой отчетности и процедур государственных закупок.
В целом по итогам аудита выявлены финансовые нарушения на общую сумму 2 512,2 млн.тенге (них: 2 249,0 млн.тенге - к восстановлению и 263,2 млн.тенге – к возмещению), неэффективное использование бюджетных средств и активов государства на общую сумму 133,3 млн.тенге, неэффективного планирования бюджетных средств и активов государства на общую сумму 45,7 млн.тенге, а также 346 процедурных нарушений и 66 недостатка связанных с деятельностью объектов государственного аудита, из которых 14 носят системный характер.
Ревизионной комиссией составлены 4 административных протокола по фактам сокрытия дебиторской задолженности приведшей к искажению бюджетной отчетности на общую сумму 1 085,8 тыс.тенге.
Также, материалы аудита направлены для принятия административных мер:
- в Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султан по 2 фактам за нарушение норм законодательств об архитектурной деятельности и оказания инжиниринговых услуг;
- в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султан по 33 фактам в сфере нарушения законодательства о государственных закупках, 21 фактам в сфере нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.