12 декабря 2019 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан

Итоги государственного аудита использования бюджетных средств, выделенных аппаратам акима районов города Нур-Султан по отдельным бюджетным программам, показали, что большинство из выявленных недостатков и нарушений имеют системный характер, основными причинами допущения нарушений являются не надлежащее исполнение работниками своих функциональных обязанностей на вверенных им участках работы, в некоторых случаях недостаточная квалификация, при выполнений технических и технологических задач, необеспечение со стороны руководящего состава должного контроля за соблюдением работниками норм законодательств Республики Казахстан.

Аппаратом акима районов города Нур-Султан при осуществлений государственных функции используются «паспорта районов» с основными показателями деятельности, при этом данные паспорта никем не утверждены и некоторые показатели не соответствуют документам Правительства Республики Казахстан (Постановление Правительства РК от 16 марта 2018 года №131 «Об установлении границ районов города Астаны – столицы Республики Казахстан»).

Аппаратом акима районов нарушаются требования статьей 9 Закона Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года  «Об административных процедурах», в части составления планов работ государственного органа и формирования отчетности по результатам их исполнения (отсутствует на 2017 и 2019 годы планы работ Аппарата акима района «Есиль», в том числе структурных подразделений, а к имеющимся Планам работ Аппарата акима района «Есиль» (2018 год) и Аппарата акима района «Сарыарка» (2017, 2018, 2019 годы) не формируется отчетность по результатам их исполнения), что является существенным недостатком для принятия управленческих решений для качественного и своевременного исполнения работниками поставленных задач.

Также, анализ функциональных обязанностей должностных лиц Аппарата акима районов, показал, что контроль по выполнению работ, связанных с освещением улиц, обеспечением санитарии, благоустройства и озеленениием населенных пунктов, осуществляют работники, не обладающие соответствующей квалификацией (специальности, указанных работников не соответствуют специальностям предусмотренных в Методических рекомендациях Агентства Республики Казахстан  по делам государственной службы и противодействию коррупции от 1 октября 2018 года).

Аппаратом акима районов не соблюдаются требования Правил благоустройства и Правил содержания зеленых насаждений, из-за ненадлежащего взаимодействия с уполномоченным органом в сфере регулирования природопользования отсутствуют данные по учету зеленых насаждений, в целях определения их количества, видового состава и состояния, что приводит в конечном итоге к неправильному планированию расходов.

Одним из критериев оценки деятельности Аппарата акима районов является выполнение запланированных показателей прямого результата реализации бюджетных программ 008 «Освещение улиц населенных пунктов», 009 «Обеспечение санитарии населенных пунктов», 011 «Благоустройство и озеленение населенных пунктов» (далее – соответственно: БП 008, БП 009 и БП 011).

Вместе с тем, аудитом установлено, что запланированные показатели прямого результата (БП 008 - «Годовой объем потребляемой электроэнергии для текущего содержания уличного, паркового и внутриквартального освещения (кВт/ч)», по БП 009 - «Объем эксплуатации ливневой канализации (м/час)», «Объем осуществленных работ по содержанию окраин и ликвидация несанкционированных свалок (м/час)» и «Объем проведенных противопаводковых мероприятий (м/час)») не характеризуют объем выполняемых государственных функций, полномочий и не отображает результаты деятельности Аппарата акима, так как они фактически являются результатами работы поставщиков работ, услуг.

Кроме того, в отдельных случаях допускаются недостоверное отражение достигнутых показателей прямого результата в Отчетах о реализации бюджетных программ и отражение неподтвержденных данных по достижению показателя конечного результата, отсутствует документ о назначении руководителей бюджетных программ.

При определении стоимости услуг по благоустройству, освещению, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов применяются нормативы затрат, используемых в сфере строительной деятельности (нормы накладных расходов – 3%, стоимость по зимнему удорожанию в размере 2,31%, стоимость непредвиденных расходов в размере 2%), что создает риск необоснованного завышения бюджетных средств, выделяемых из местного бюджета на покрытие вышеперечисленных услуг. Планирование расходов по бюджетным программам осуществляется исходя от выделенных средств  без привязки к фактической потребности, а именно без учета обслуживаемого количества основных фондов, площадей и протяженностей территорий, тем самым не обеспечена полнота и достоверность информации к бюджетным заявкам.

В нарушение норм законодательства о государственных закупках в заключенных Аппаратами акима районов договорах техническая спецификация не содержит требуемых функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик закупаемых услуг, работ, также необходимые спецификации, планы, чертежи, эскизы, что свидетельствует о некачественном его составлении. В техническую спецификацию включаются виды работ, на которую в Аппарате акима отсутствуют расчеты на объемы вышеуказанных видов работ, что вызывает сомнения к подписанным актам выполненных работ. При осуществлении государственных закупок способом из одного источника по несостоявшимся закупкам, обоснование цены потенциальных поставщиков не содержат информацию о сложившейся цене на закупаемые работы, услуги. Выявлены факты непринятия мер по признанию поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок за нарушение условий договора, а также несвоевременное удержание суммы неустоек.

В результате государственным аудитом выявлены факты оплаты невыполненных объемов работ, также излишние выплаты в связи с применением при текущем содержании норм строительства на сумму 54 806,8 тыс.тенге, В нарушение законодательства в сфере архитектурной деятельности Аппаратом акима районов не обеспечено качество выполненных объемов работ при приемке работ на общую сумму 4 104,3 тыс.тенге.

В нарушение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, регламентированного бюджетным законодательством, Аппаратом акима районов израсходованы бюджетные средства в общей сумме 140 442,0 тыс. тенге (на цели несвязанные с предметом договора и бюджетной программой - 44 000,0 тыс.тенге,  расходы на ремонт и текущее содержание основных, не находящихся в коммунальной собственности города  - 64 275,7 тыс. Тенге,  установка ограждении на частной территории - 37 066,3 тыс.тенге). Не соблюдение принципа эффективности при использовании бюджетных средств составило на сумму 77 147,4 тыс. тенге (Аппарат акима района «Сарыарка» - 68 274,4 Аппарат акима района «Байконыр - 8 900,0 тыс.тенге).

Также государственным аудитом отмечается не надлежащая организация учета и контроля за сохранностью основных средств, а именно отсутствие ответственных лиц, инвентарных номеров на основных средствах, как установленных на территории района, так и находящихся на складах, отсутствие акта приема-передачи основных средств на хранение, не ведения журнала складского учета материальных ценностей по наименованиям и инвентарным номерам.

В ходе осмотра на складах установлено, что большая часть активов находится в бедственном состоянии на открытом воздухе без навесов и укрытия. При этом проведенная инвентаризация на конец 2017 и 2018 годов не выявила несоответствия по учету и хранению основных средств и соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей, что в свою очередь свидетельствует о формальном проведении инвентаризации без фактического сличения с данными бухгалтерского учета.

Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений на общую сумму 5 945 850,1 тыс.тенге, из них подлежащие: восстановлению по бухгалтерскому учету и работами – 5 891 043,3 тыс.тенге, (восстановлено в ходе аудита 5 697 400,2 тыс. тенге); возмещению – 54 806,8 тыс.тенге, (возмещено в ходе аудита в доход местного бюджета на сумму 11 159,8  тыс.тенге), неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 198 385,0 тыс.тенге, неэффективное планирование бюджетных средств – 181 828,4 тыс. тенге, а также выявлено  164 процедурных нарушения и 83 системных недостатков в деятельности объектов государственного аудита.

По результатам настоящего государственного аудита за допущенные нарушения бюджетного законодательства Республики Казахстан при составлении отчета о реализации бюджетных программ за 2017 и 2018 годы к должностным лицам объекта аудита возбуждено административное производство и составлено 6 протоколов в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях». Кроме того, для принятия процессуального решения материалы государственного аудита направлены в Прокуратуру города Нур-Султан и Департамент внутреннего государственного аудита по городы Нур-Султан.