6 сентября 2019 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан

Итоги государственного аудита эффективного управления культурными и спортивными объектами, коммунальным имуществом, переданным в доверительное управление АО «Социально-предпринимательская корпорация «Astana» и эффективность  выполнения задач в части обеспечения продовольственной безопасности города Нур-Султан (далее - Общество), показали, что большинство из выявленных недостатков и нарушений имеют системный характер, основными причинами допущения нарушений являются ненадлежащее исполнение работниками своих функциональных обязанностей на вверенных им участках работы, необеспечение со стороны руководящего состава Общества должного контроля за соблюдением работниками норм законодательств Республики Казахстан и внутренних документов Общества.

Управлением активов и государственных закупок в нарушение действующего законодательства Республики Казахстан два спортивных комплекса «Многофункциональный ледовый дворец «Барыс» (далее - МЛД «Барыс») и Дворец спорта «Казахстан» (далее - ДС «Казахстан»), также  коммунальное имущество в виде нежилых помещений площадью 52 209,22 кв. м. переданы в доверительное управление без проведения тендера, при отсутствии решения местного исполнительного органа о передаче его в оплату уставного капитала юридического лица. Кроме того, на момент проведения аудита отсутствует государственная регистрация договоров доверительного управления в органах юстиции.

При этом деятельность Общества, связанная с последующей передачей в аренду коммунального имущества, принятого в доверительное управление, не входит в Перечень видов деятельности юридических лиц, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан (№1095). Так как, предоставление в имущественный найм (аренду) комунального имущества не содержат мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности (Постановление №450). Имущественный найм (аренда) коммунального имущества входит в функции ГУ «Управление активов и государственных закупок города Нур-Султан» в соответствии с его положением, утвержденным постановлением акимата от 6 марта 2018 года №06-433.

В нарушение Бюджетного кодекса, Закона «О государственном имуществе», Правил передачи государственного имущества поступление арендной платы от сдачи в аренду коммунального имущества осуществлялось на расчетный счет Общества, а требовалось в доход местного бюджета. Поступившие средства от аренды коммунального имущества направлялись на покрытие расходов по содержанию МЛД «Барыс Арена» и ДС «Казахстан».

В то же время государственным аудитом выявлено неэффективное управление Обществом коммунального имущества МЛД «Барыс Арена».

По 86 договорам аренды обязательства арендаторами не исполняются, то есть в целях надлежащего состояния коммунального имущества не проводился ни капитальный, ни текущие ремонты. Вследствие чего коммунальное имущество площадью 13 479,34 кв.м. продолжают находиться в черновой отделке.

Также одним из факторов неэффективного управления Обществом коммунального имущества является то, что имущество площадью 12 939,95 кв.м. (24,8 %) с момента принятия Обществом в доверительное управление не участвует в реализации социально-значимых и коммерческих проектах.

Вместе с тем, настоящим аудитом выявлен факт непроведения капитального ремонта по вине Общества нежилого помещения площадью 345 кв.м. Сумма упущенной выгоды Обществом в виде непоступления арендной платы составила 6,3 млн.тенге. А упущенная выгода из-за несоблюдения установленным прейскурантом ставки арендной платы при сдаче в аренду нежилых помещений в 4 случаях составили 10,7 млн. тенге.

Кроме того, ненадлежащее выполнение Обществом условий договоров доверительного управления в части оформления правоустанавливающих документов и регистрации за Учредителем в органах юстиции прав собственности, привело к тому, что коммунальное имущество в объеме 9 470,1 кв.м. (18,1%) используются неизвестными лицами (самозахват).

Аудитом установлено, что в нарушение внутренних документов Общества не производилась публикация на интернет – ресурсе акимата города Нур-Султан объявлений о приеме заявок на предоставление в имущественный наем (аренду) нежилых помещений, а также не направлялась информация о проводимых мероприятиях по предоставлению нежилых помещений для размещения на веб-сайте Палаты предпринимателей.

Между тем, государственным аудитом установлен факт передачи в аренду нежилого помещения на основании решения Правления Общества, тогда как указанный способ в данный период отсутствовал. Также, в материалах аудита отражены 4 случая передачи прав и обязанностей арендатора, субъектам предпринимательства (либо некоммерческим организациям), не являющимися потенциальными участниками при отборе арендаторов в соответствии с Правилами.

Обществом по заключенным договорам,  не начислялась пеня за ненадлежащее исполнение условий договоров, производилась оплата при отсутствии достоверности выполненных объемов работ, допущено не качественное выполнение работ, не взыскивались расходы по коммунальным услугам, не обеспечено внесение обеспечительского взноса, что приводят к финансовым рискам, а также упущенной выгоде.

В нарушение Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» Обществом по некоторым договорам не производились соответствующие операции и события.

Государственный аудит показал о незначительной доле участия Общества на рынке продовольственных товаров, что соответственно не приводит к желаемому эффекту по стабилизации цен на рынке.

Акимом города на основании предложений комиссии приняты решения о закупе у производителей лишь по 6 социальным товарам для формирования стабилизационного фонда, тогда как, имелись средства в сумме 957,0 млн.тенге для принятия решения на проведение закупочных интервенций на другие 13 социально значимые продовольственные товары.

Также о неэффективном использовании бюджетных средств свидетельствуют заключенные договора Общества по хранению продукции в ТОО «Continental Logistics» дороже на 62% (118,4 тенге), в ТОО «Sapa Logistics» дороже на 25% (60 тенге) чем в ТОО «Көкөніс Қоймасы» (45 тенге).

Кроме того, одной из причин недостаточного регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок и обеспечения продовольственной безопасности на территории города Нур-Султан является отсутствие информации на официальном сайте Управления предпринимательства о проводимой информационной работе с населением города через средства массовой информации о местонахождении торговых пунктов, посредством которых осуществляются товарные интервенции.

При наличии со стороны консигнаторов повсеместного нарушения условий договоров в части не своевременной оплаты за полученный товар Обществом приняты меры по начислению неустойки за аудируемый период лишь с 1 апреля 2019 года. В связи с чем, несвоевременное принятие Обществом соответствующих мер привело к тому, что из 10 заключенных договоров консигнации поступили средства Обществу на 100 процентов лишь по одному договору, по остальным 9 договорам имеются неоплаченные средства на 31 марта 2019 года в общей сумме 46,9 млн.тенге, срок оплаты по которым просрочен от 60 до 390 дней.

Обществом с 1 апреля 2017 года не принимаются меры по возврату с ТОО «Сервисно-заготовительный центр «Астана Агро» 615,0 млн.тенге средств, направленных в 2012-2014 годы на стабилизацию цен на рынке продовольственных товаров. В связи с чем, указанная сумма до настоящего времени не возвращена в бюджет.

Всего настоящим государственным аудитом выявлено финансовых нарушений на сумму 309,4 млн.тенге, из них подлежащие возмещению 307,8 млн.тенге (возмещено в ходе аудита – 29,2 млн.тенге), подлежащие восстановлению 1,6 млн.тенге (восстановлено в ходе аудита – 1,6 млн. тенге), неэффективное использование бюджетных средств 2 000,0 млн. тенге, а также 48 процедурных нарушений и 13 системных недостатков в деятельности объекта аудита.

По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.