28 августа текущего года на заседании Ревизионной комиссиии по городу Астане рассмотрены итоги государственного аудита использования средств местного бюджета, выделенных на финансирование организаций дошкольного образования города Астаны
Целью деятельности объектов аудита является воспитание детей дошкольного возраста, сохранение и укрепление их здоровья, физическое, интеллектуальное и нравственное развитие.
Анализ выделяемых средств из бюджета города Астаны на строительство и реконструкцию объектов дошкольного воспитания и обучения показывает положительную динамику, если в 2016 году на эти цели было выделено 388 462,0 тыс. тенге, то уже в 2017 году на строительстве детских садов было освоено 1 249 812,8 тыс. тенге.
Аналогичная динамика сложилась и по затратам, выделяемым на содержание организаций дошкольного образования, в рамках государственного образовательного заказа, так в 2016 году на обеспечение деятельности детских садов выделено 8 684 719,2 тыс. тенге, в 2017 году выделено 10 920 711,8 тыс. тенге,а на 2018 год уже предусмотрено 13 754 016,0 тыс. тенге.
Вместе с тем, в условиях высоких темпов роста населения и интенсивных миграционных процессов, задача по полному охвату детей дошкольным воспитанием и обучением в городе Астане остается нерешенной.
Государственный аудит проведен в 19 Ясли-садах – государственных коммунальных казенных предприятиях.
Общая сумма финансовых нарушений составила 2 552,6 млн. тенге, из которых подлежит восстановлению 2 552,2 млн. тенге.
По итогам аудита выявлено 197 процедурных нарушений,87 фактов нарушений законодательства, связанных с деятельностью объектов государственного аудита.
Несмотря на ежегодное увеличение выделяемых ассигнований на обеспечение деятельности организаций дошкольного воспитания и обучения, материально-техническое оснащение объектов дошкольного образования остается на низком уровне.
Доля оснащенности групповых комнат физкультурных, музыкальных залов оборудованием, мебелью и необходимым инвентарем в среднем по всем объектам аудита составляет от 60 до 70%. Низкая оснащенность отмечается во всех объектах аудита, особенно в Ясли-садах №2 «Батыр», №17 «Ер Төстік», №55 «Қарақат» и т.д.
Объектами аудита не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям, выявлены нарушения санитарных норм во внутренних помещениях, теневых навесах, игровых площадках и благоустройства (Ясли-сады № 17, 34, 45, 54, 55, 62, 63, 73, 74, 75, 77, 84).
Финансовая дисциплина, состояние бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности на объектах аудита остается на низком уровне, факты нарушений бухгалтерского учета и финансовой отчетности установлены в 18 объектах из 19, подвергнутых аудиту.
Так в ходе аудита Ясли-сада №55 установлено, что финансово-хозяйственные операции за проверяемый период не отражались в бухгалтерском учете, отсутствуют записи аналитических регистров, частично отсутствует первичная документация, финансовая отчетность за 2016 и 2017 годы не составлялась, в проверяемый период учетная политика Ясли-сада не разрабатывалась.
Анализ составления и исполнения Планов развития государственных предприятий указывает на формальный подход объектов аудита к их составлению, на некоторых объектах установлено полное отсутствие Планов развития и игнорирование соблюдения действующих норм в данном направлении.
Всего на всех объектах в ходе государственного аудита выявлено 79 нарушений Правил разработки и представления отчетов по исполнению Планов развития государственных предприятий.
Государственный аудит соответствия исполнения договорных обязательств поставщиками товаров, работ и услуг также выявил многочисленные нарушения Гражданского кодекса РК и законодательства о государственных закупках.
Установлено 17 фактов утверждения годовых планов государственных закупок позже установленного срока, с опозданием в некоторых случаях до 34 дней (Ясли-сады №7, 15, 17, 22, 34, 55, 59, 62, 63, 65, 74, 77).
В Ясли-садах №54, №73, №75, №84 установлены факты просрочки сроков поставки товаров, не взыскания неустойки и непризнания поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.
В нарушение действующего законодательства практически во всех ясли-садах, подвергнутых аудиту, воспитываются дети работников без направлений Управления образования. По состоянию на 1 июня 2018 года без соответствующих направлений во всех объектах контроля, за исключением Ясли-сада № 59, всего числятся 243 ребенка, которые являются детьми сотрудников ясли садов.
Следует отметить, что многие нарушения, установленные в ходе аудита, являются однотипными и неоднократно повторяются на всех объектах аудита.
По итогам заседания Ревизионной комиссии, Управлению образования и объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.