7 декабря 2018 года на заседании Ревизионной комиссии по городу Астане рассмотрены итоги государственного аудита аудита соблюдения норм законодательства Республики Казахстана, а также внутренних нормативно-правовых актов при использовании бюджетных средств, выделенных государственным органам в рамках отдельных бюджетных программ развития города Астаны
Итоги государственного аудита соблюдения норм законодательства Республики Казахстана, а также внутренних нормативно-правовых актов при использовании бюджетных средств, выделенных государственным органам в рамках отдельных бюджетных программ развития города Астаны показали, что исполнение охваченных аудитом бюджетных программ развития осуществлялось в соответствии с их утвержденными целями и задачами (аудитом охвачены ГУ «Управление строительства и жилищной политики города Астаны», ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны» и ГУ «Управление охраны окружающей среды и природопользования города Астаны»).
Вместе с тем, реализация бюджетных программ развития и бюджетных инвестиционных проектов, как и в прошлые годы, сопровождалась нарушениями и недостатками, большая часть которых систематически повторяется из года в год.
Нарушения допускаются на всех этапах планирования, реализации и контроля бюджетных программ развития и бюджетных инвестиционных проектов.
При реализации бюджетных программ развития систематически допускаются следующие нарушения и недостатки:
- нарушение сроков утверждения бюджетных программ развития;
- отсутствие в бюджетных программах развития показателей результата;
- использование показателей результата несоответствующих требованиям законодательства Республики Казахстан. При этом, в основном, в нарушение действующих требований используемые показатели не взаимоувязаны с индикаторами Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы и не отображают достижение целей и выполнение задач. Кроме того, в отдельных случаях используемые показатели излишне детализированы и требуют чрезмерных трудовых затрат по формированию отчетности об их исполнении, в связи с чем могут отсутствовать документы подтверждающие отчетность по исполнению показателей;
- изменение плановых показателей результатов бюджетных программ в конце отчетного периода под складывающиеся фактические результаты;
- искажение отчетности о реализации бюджетных программ.
Объектами аудита при организации строительных работ систематически допускаются нарушения, выражающиеся в следующем:
- не уведомлении либо несвоевременном уведомлении органа, осуществляющего государственный архитектурно-строительный контроль и надзор;
- по приемке работ по актам выполненных работ неустановленной формы;
- по приемке некачественных работ, в отдельных случаях, влияющих на безопасность людей;
- по принятию фактически невыполненных строительных работ;
- факты разработки некачественной ПСД и принятия работ по некачественной ПСД без внесения соответствующих изменений либо по неутвержденной в установленном порядке ПСД. При этом установлено, что некоторые решения по изменениям в ПСД влияют на качественные характеристики произведенных работ.
Некачественное планирование на различных этапах реализации бюджетных инвестиционных проектов приводит к определенным недостаткам.
Во-первых, допускается образование на длительный период значительных сумм дебиторской задолженности в результате перечисления авансовых сумм подрядным организациям и неисполнения при этом ими договорных обязательств, которое позволяет подрядчикам использовать бюджетные средства длительное время по своему усмотрению до фактического наступления обязательств по договору.
Во-вторых, в большинстве случаев допускается превышение нормативных сроков реализации проектов, приводящее к их удорожанию, недостижению результатов в установленные сроки, затратам по внесению изменений в ПСД, необходимости содержания незавершенных объектов и другим экономическим потерям.
Аудит показал, что основными причинами допущенных нарушений и недостатков являются неправильное применение норм законодательства РК ответственными лицами на вверенных им участках работы, ненадлежащее исполнение работниками своих функциональных обязанностей, большая загруженность работников, текучесть кадров, необеспечение со стороны руководящего состава должного контроля за соблюдением норм законодательства, недостаточный уровень взаимодействия между структурными подразделениями администраторов бюджетных программ, а также администраторов бюджетных программ между собой. В отдельных случаях причинами нарушений становится неверное толкование законодательства РК, в том числе, на наш взгляд, по причине имеющихся недостатков в самом законодательстве.
В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 2 052,4 млн.тенге, из которых подлежит возмещению в доход бюджета 52,4 млн.тенге, 2 000,1 млн.тенге подлежат восстановлению по учету и путем выполнения работ. Также установлено 195 процедурных нарушений и 29 недостатков в деятельности объектов аудита.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.
Кроме того, по 100 фактам материалы аудита направлены для принятия административных мер в уполномоченные органы, в том числе по фактам нарушения законодательства о государственных закупках – 2 материала, по фактам нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности – 8 материалов и по фактам нарушения законодательства об архитектурной и градостроительной деятельности – 90 материалов.
По 23 фактам материалы направлены в прокуратуру города Астаны для принятия процессуального решения.