12 февраля 2019 года на заседании Ревизионной комиссии по городу Астане подведены итоги государственного аудита использования средств местного бюджета, направленных на развитие культуры
По итогам проведенного аудита в Управлении культуры и спорта города Астаны (далее – Управление культуры) и 14 подведомственных предприятиях, осуществляющих свою деятельность в области культуры, выявлены недостатки в деятельности Управления и предприятий, а также нарушения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.
Так, в нарушение Правил разработки и утверждения (переутверждения) бюджетных программ (подпрограмм) и требований к их содержанию, Управлением культуры уточнения в бюджетную программу утверждены позже установленного срока, т.е. по истечению 10 рабочих дней после дня утверждения соответствующего решения маслихата.
Информация о реализации Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы направлялась Управлением в уполномоченный орган по государственному планированию позже установленного срока, что является нарушением Правил разработки, реализации и контроля Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны.
Конечные результаты бюджетной программы 004 «Проведение социально значимых и культурных мероприятий», не в полной мере взаимоувязаны с целевыми индикаторами Программы развития города Астаны.
Так, конечные показатели бюджетной программы 004 только косвенно взаимоувязаны с Программой развития путем реализации мероприятия «Проведение различного рода массовых мероприятий, выставок, показов и фестивалей с привлечением деятелей искусства из разных стран мира, организации гастрольных туров отечественных коллективов» предусмотренного, Планом мероприятий Программы развития. При этом, указанное мероприятие предусматривает только суммы финансирования без указания каких-либо количественных и/или качественных показателей.
Аудиту не представлены какие-либо источники информации (рейтинги по определению имиджа, социологические опросы или наблюдения для определения динамики улучшения качества досуга) для определения конечного результата бюджетной программы 004 «Повышения имиджа города Астаны как культурного центра на международном и республиканском уровне, улучшение качества досуга жителей и гостей столицы…».
Кроме того, Управлением культуры и подведомственными предприятиями допущены нарушения законодательства о государственных закупках, в части передачи договорных обязательств поставщиков субподрядчикам, объемы которых в совокупности превышают две трети объема оказываемых услуг.
В нарушение Бюджетного кодекса Республики Казахстан Управлением культуры не обеспечена достоверность оказанных услуг по 5 договорам (мероприятиям) на общую сумму 15 493,2 тыс. тенге (оплачены счета, не относящиеся к договору, отсутствуют отдельные подтверждающие документы).
Аудитом установлены неэффективное использование средств Управлением культуры на общую сумму свыше 44 943,9 тыс. тенге (аренда имущества для проведения мероприятий по стоимости значительно превышающей фактическую стоимость их приобретения поставщиками услуг, проведение мероприятий, не отвечающих цели бюджетной программы).
При анализе отдельных договоров установлено, что Управлением за счет средств бюджета возмещается значительный объем посреднических услуг, а поощрения и поддержка талантливых коллективов, которые являются основными участниками мероприятий, обеспечивают и удовлетворяют потребности населения, остаются на второй план, что является недостатком при использовании средств.
В нарушение законодательства о бухгалтерском учете Управлением в 2017-2018 годах не была отражена по учету стоимость имущества на сумму 1 479 103,4 тыс. тенге, что привело к искажению финансовой отчетности и не начислению амортизации на общую сумму 155 305,9 тыс. тенге.
Аудитом в подведомственных предприятиях Управления культуры также установлены многочисленные нарушения бюджетного и иного законодательства, единичные факты осуществления неуставной деятельности.
Предприятиями нарушаются сроки представления отчетности об утверждении Планов развития и отчетов по исполнению Планов развития единому оператору для включения в реестр государственного имущества. В отдельных Предприятиях отсутствуют показатели конечного результата в Планах развития.
Допускаются недостижение отдельных показателей прямого результата, неверное отражение фактических данных по показателям доходов и (или) расходов, искажения финансовой отчетности, непринятие мер по признанию поставщиков услуг недобросовестными участниками государственных закупок, по взысканию с поставщиков сумм неустойки за просрочку сроков поставки товаров, оказание услуг.
Установлено неэффективное использование средств и активов государства Предприятиями на общую сумму 31 612, 8 тыс. тенге, финансовые нарушения на общую сумму 768 542,5 тыс. тенге, 177 процедурных нарушений и 74 недостатка.
Общая сумма упущенной выгоды предприятий за период с 2016 года по 9 месяцев 2018 года составила 567 350,2 тыс. тенге, которая сложилась в результате оказание платных услуг предприятиями на безвозмездной основе или со скидкой основанных на план-заданиях Управления культуры, что противоречит постановлению акимата города Астаны от 24 мая 2017 года №105-1016 «Об установлении цен на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые государственными коммунальными казенными предприятиями в сфере культуры».
Кроме того, имиджевые страницы интернет-ресурсов отдельных подведомственных предприятий Управления культуры не отображают информацию о наличии различных экскурсий, выставок, спектаклей, свободных арендных помещений и других оказываемых услуг с указанием цен на них.
В целом по проведенному государственному аудиту установлено неэффективное использования средств и активов государства на общую сумму 76 556,7 тыс. тенге, финансовые нарушения на сумму 2 263 139,1 тыс. тенге, 215 процедурных нарушений и 76 недостатков.
По 15 фактам нарушений норм законодательства в сфере государственных закупок, бухгалтерского учета и архитектурной деятельности материалы аудита направлены в уполномоченные органы для принятия административных мер. По одному факту материалы аудита переданы в правоохранительные органы для принятия процессуальных мер.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.