30 апреля 2019 года на заседании Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан рассмотрены итоги промежуточной оценки реализации Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы

Промежуточная оценка реализации Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы (далее – Программа развития), проведенная Ревизионной комиссией по городу Нур-Султан за период 2016 – 2018 годов, показала, что большинство целевых индикаторов, отражающих достижение поставленных целей, достигнуты. Это означает, что большая работа, проделанная в рамках реализации Программы развития за 2016 – 2018 годы, являлась результативной и приводила к изменениям, соответствующим поставленным целями.

Так, из 112 целевых индикаторов, подлежащих реализации в 2016 году, достигнуты 79 индикаторов (70,5%), из 116 целевых индикаторов, подлежащих реализации в 2017 году, достигнуты 88 индикаторов (75,9%), из 114 целевых индикаторов, подлежащих реализации в 2018 году, достигнуты 77 индикаторов (67,5%).

За оцениваемый период в среднем доля достигнутых целевых индикаторов составила 71,3 %, что превосходит долю достигнутых показателей в 2015 году по итогам реализации Программы развития города Астаны на 2011-2015 годы, которая составила 60,8 %.

Наибольшая доля недостигнутых целевых индикаторов за проверяемый период приходится на Направление 1 «Современный конкурентоспособный город» (2016 г. – 53,6 %, 2017 г. – 55,2 %), предусматривающее развитие экономики столицы, что указывает на определенные сложности, имевшие место при реализации Программы развития по данному направлению и связанные, на наш взгляд, во многом со сложившейся в данный период международной экономической и политической ситуацией. Также высокая доля недостижения целевых индикаторов приходится на направление 4 «Город комфортный для жизни» (2016 г. – 35,0 %, 2017 г. – 17,4 %) и направление 6 «Повышение эффективности управления городом» (50 % в  2016 г. и 2017 г.).

Кроме того, анализ показал, что за время реализации Программы развития в 2016-2018 годы обеспечена позитивная динамика большинства основных социально-экономических показателей города Нур-Султан.

Также установлено, что в 2016 – 2018 годах из 114 предусмотренных целевых индикаторов по 83 индикаторам прослеживается положительная динамика изменений (72,8%), по 23 индикаторам негативная динамика (20,2%), по 8 индикаторам проследить динамику изменений не представилось возможным из-за исключения/замены показателей (7,0%).

При этом наибольшие доли целевых индикаторов с негативной динамикой приходятся на 1, 2 и 3 направления Программы развития, а именно 35,7 %, 18,6 % и 27,3 % соответственно.

Всего за период реализации Программы развития освоены средства на общую сумму 4 027 690,1 млн. тенге, в том числе средства республиканского бюджета – 681 201,5 млн. тенге, средства местного бюджета – 606 197,2 млн. тенге, собственные и заемные средства – 2 739 946,7 млн.тенге и средства национального фонда – 344,7 млн.тенге.

В целом планирование объемов финансирования для реализации Программы развития осуществлялось в установленном законодательством порядке, но имели место отдельные недостатки и факты неэффективного планирования бюджетных средств.

Так, при корректировках Плана мероприятий после фактической реализации включались мероприятия на общую сумму 21 402,3 млн.тенге, что не соответствует принципам Системы государственного планирования «результативности и эффективности» и «ресурсной обеспеченности».

Кроме того, при разработке Плана мероприятий допущены факты дублирования мероприятий, а также включения различных мероприятий, результаты исполнения которых также дублировались, что в конечном итоге отражалось на планировании необходимых средств на реализацию Программы развития. По мероприятиям/проектам, предусмотренным в Плане мероприятий, в ходе уточнений бюджета финансирование снималось и перераспределялось на другие проекты, в результате чего проекты оставались не выполненными.

Осуществленные мероприятия соответствуют целям Программы развития. Однако при ее разработке и корректировке кроме вышеуказанных имели место и другие существенные нарушения и недостатки.

Так, в нарушение действующего законодательства не по всем указанным в Программе развития проблемам обозначены способы решения. Запланированы и используются некачественные целевые индикаторы, а именно индикаторы, неотражающие достижение целей либо имеющие негативную динамику.

В Программе развития имеются несоответствия вышестоящим документам Системы государственного планирования (по задачам, индикаторам и показателям), а именно  Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года и некоторым государственным программам. Кроме того, установлено, что в нарушение законодательства не во всех бюджетных программах конечные показатели взаимоувязаны с целевыми индикаторами. При этом отмечаем, что данные недостатки указывались по результатам аудиторских мероприятий, проведенных в администраторах бюджетных программ, и отдельные из них не были своевременно устранены.

Вместе с тем, значения отдельных целевых индикаторов в Программе развития ниже уровня вышестоящих документов Системы государственного планирования, что повышает риск недостижения данных показателей на уровне Республики.

Кроме того, установлено, что при разработке и ежегодных корректировках в Программу развития города Астаны не учтены отдельные поручения, указанные в Посланиях Президента к народу Казахстана.

Отмеченные недостатки и нарушения в купе с отсутствием в отчетах о реализации Программы развития информации о причинах неисполнения отдельных мероприятий и неосвоения средств указывают,  что координатором Программы развития ее мониторинг и взаимодействие с государственными органами-соисполнителями осуществлялся не на должном уровне.

В целом по результатам аудита установлено неэффективное планирование бюджетных средств на общую сумму 21 402 300,0 тыс.тенге, а также 28 процедурных нарушений и 1 недостаток.

По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление и даны соответствующие поручения и рекомендации.