Итоги государственного аудита эффективности управления долгом местных исполнительных органов, а также их подведомственных субъектов квазигосударственного сектора

25 июля 2024 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия), где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности управления долгом местных исполнительных органов, а также их подведомственных субъектов квазигосударственного сектора, который показал, что в целом объем бюджетного кредитования/заимствования в 2023 году в сравнении с 2020 годом сократился в 12 раз.

Займы/кредиты из бюджета выдаются на решение острых социальных проблем, в том числе на решение проблем молодежной безработицы, завершение проблемного долевого строительства, проведение капитального ремонта общего имущества объектов кондоминиума и прочее.

В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения - 32 361,5 млн.  тенге, неэффективное планирование бюджетных средств и активов государства – 50 319,6 млн. тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов государства - 1 544,3 млн. тенге, сумма возможных потерь 32 472,3 млн. тенге, также установлено 160 процедурных нарушений и 12 системных недостатков.

Так при планировании и использовании займов/кредитов установлены нарушения и недостатки:

- отмечается низкое качество разработки документов планирования по ряду бюджетных кредитов, а именно финансово-экономическое обоснование бюджетных программ, отсутствие заключений по ним от уполномоченных органов;

- не соблюдаются основные принципы бюджетной системы «эффективность», «последовательность», «обоснованность», «адресность»;

- не подготовлены 11 заключений по бюджетным заявкам администраторов бюджетных программ на общую сумму 10 040,1 млн.тенге для рассмотрения бюджетной комиссии;

- не осуществляется оценка эффективности использования бюджетных кредитов, допускается несоблюдение основных принципов бюджетного кредитования возвратности, платности, обеспеченности бюджетного кредитования;

- выделены 15 453,0 млн. тенге из местного бюджета на увеличение/формирование уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора с целью исполнения кредитных обязательств последних;

-  имеется риск не возврата кредитных средств на сумму 3 699,8 млн.тенге, выделенных АО «Астана-Теплотранзит», ввиду отсутствия механизма возврата кредитных средств;

- не обеспечены возвраты бюджетных кредитных средств на сумму 637,3 млн. тенге, выделенных конечным заемщикам (собственникам квартир, нежилых помещений) на проведение капитального ремонта общего имущества объектов кондоминиума»; на сумму 32 361,4 тыс тенге, выделенные для разрешения проблем строительства в городе Астане.

Также отмечается недостаточный уровень цифровизации деятельности Акимата столицы, в том числе бизнес-процессов процедуры бюджетного кредитования.

В целом отсутствует целостная система органов управления государственным долгом, не проводится оценка и анализ эффективности долгов и её воздействия на финансовое положение столицы. Функции по управлению госдолгом разрозненно закреплены за тремя управлениями и администраторами бюджетных программ.

Также по результатам аудита переданы материалы в Прокуратуру города Астана для принятия процессуального решения по факту бездействия должностных лиц ГКП на ПХВ «Городская станция скорой медицинской помощи», связанные с неэффективным использованием автомобилей скорой помощи стоимостью 905 370,0 тыс. тенге.

По итогам аудита даны соответствующие рекомендации и поручения Акиму города Астаны, объектам аудита и заинтересованным сторонам по устранению выявленных недостатков и нарушений, причин и условий, способствующих им.