Итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры окраин города
16 июля 2024 года на очередном заседании Ревизионной комиссии по городу Астана с участием председателя маслихата посредством «ZOOM», Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны (далее – Управление транспорта) и Управления коммунального хозяйства города Астаны» (далее – Управление коммунального хозяйства) подведены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры окраин города.
По направлениям Стратегии развития столицы до 2050 года, установлены инициативы «Бережливое отношение к воде» и «Сбалансированное развитие окраин города», где отмечается износ существующих городских инженерных сетей и их отсутствие на окраинах, а также нагрузка на городскую сеть в центральных районах города в связи с низким развитием окраин.
Вместе с тем, анализ исполнения Плана транспортно-инфраструктурного развития показал не соблюдение сроков завершения и начала отдельных проектов, неосвоение бюджетных средств Управлением транспорта, выделенных на развитие окраин города Астаны, указывающих на неэффективное планирование бюджетных средств, выделенных на развитие окраин города на общую сумму 4 891,0 млн.тенге.
Причинами нерационального планирования послужили отсутствие выработанного плана по приоритетности реализации проектов и четкого видения очередности их реализации во взаимосвязи с развитием столицы в целом.
При этом, неэффективная практика «периодичного» строительства, применяемая Управлением транспорта, приводит к преждевременному износу используемых до ввода в эксплуатацию дорог, сокращает межремонтный срок службы дорожного полотна.
К примеру, по проекту «Строительство, реконструкция дорог и инженерных сетей и дорог в жилых массивах города Астаны. ЖМ Железнодорожный» Управлением транспорта необоснованно выплачены авансы поставщику в 2022 (219,0 млн.тенге) и 2023 годах (145,9 млн.тенге) на общую сумму 364,9 млн.тенге после направления проектно-сметной документации на корректировку и приостановления строительных работ.
Проведенная оценка реализации завершенных (но не переданных в коммунальную собственность) двух проектов 2012 года «Строительство, реконструкция дорог и инженерных сетей в жилых массивах города Астаны. Жилой массив Коктал-2» 2,3 и 4 очереди показала несвоевременную передачу Управлением транспорта в коммунальную собственность, объектов на общую сумму 1 350,1 млн. тенге с опозданием более семи лет, после момента ввода объектов в эксплуатацию с 2016 года.
Между тем, длительный процесс передачи объектов, введенных в эксплуатацию, но не переданных балансодержателям приводит объекты в непригодное состояние, моральное и физическое устаревание.
Также, проведенная оценка приостановленных 13-ти инвестиционных проектов, строительство которых осуществлялось с 2011 года, указала на неэффективное использование бюджетных средств, выделенных на их финансирование в сумме 10 034,7 млн.тенге.
Недостроенные и числящиеся, в качестве незавершенного строительства, приостановленые в связи с низкоэффективным планированием без применения критериев приоритетности проектов, с ненадлежащим выполнением подрядными организациями договорных обязательств, с недостаточностью финансирования, с необеспечением своевременного выкупа земельных участков и прочих причин.
Системным нарушением отмечено, непринятие мер со стороны обоих управлений по своевременному уведомлению органа, осуществляющего государственный архитектурно-строительный контроль о начале строительства, так по всем аудируемым проектам, уведомления или не отправлены или отправлены с опозданием.
По Управлению транспорта финансовые нарушения установлены по результатам проведенных контрольных осмотров, а также в связи с не подтверждением достоверности выполнения работ на общую сумму 889,6 млн.тенге, из них подлежащие возмещению – 497,3 млн. тенге и восстановлению – 392,3 млн. тенге
К примеру, в рамках проекта «Строительство в поселке Интернациональный» выявлено необоснованное использование бюджетных средств на 270,7 млн.тенге за работы по погружению и извлечению профилей для шпунтовых свай, установка которых согласно технических условий исключена, а также не представлены документы подтверждающие их установку и погружение.
В рамках проекта «Строительство улицы А62» допущено завышение стоимости покрытия асфальтобетонных смесей и вывоза строительного мусора на 8,0 млн.тенге, подтверждены работы по разработке скального грунта на 19,0 млн.тенге, а также неэффективное использование на сумму 58,7 млн.тенге допущено в связи с транспортировкой скального грунта за пределы стройки, вместо его перемещения в тело насыпи.
Особенно грубейшим нарушением отмечается, что Управлением транспорта не устранялись замечания Национального центра качества дорожных активов (далее- Центр качества дорог).
Тогда как, не проведение своевременного входного контроля качества слоев дорожного полотна приводит к рискам возникновения дефектов, связанных с недостаточной прочностью дороги, преждевременными повреждениями и износом эксплуатационных свойств полотна.
К примеру, на всем участке дороги «Строительства улицы А105», строительство осуществлялось с привлечением сторонних организаций, не имеющих соответствующую аккредитацию на проведение испытаний.
Между тем, выявленные контрольным осмотром сквозные трещины и дефекты, привели к экономическим потерям бюджета на сумму 467,8 млн.тенге.
Всего, по охваченным аудитом проектам, Управлением транспорта не устранены замечания по 18-ти лабораторным заключениям Центра качества дорог.
В свою очередь, Центром качества дорог не отправлялись Управлению качества и контроля городской среды, уведомления о непринятии мер по устранению дефектов и несоответствий со стороны Управления транспорта, экспертов технического надзора и подрядных организаций для привлечения их к административной ответственности.
По Управлению коммунального хозяйства необоснованная оплата сложилась за не подтвержденные соответствующими документами работы по устройству шпунтованных ограждений на сумму 274,5 млн.тенге в рамках проекта «Строительство сетей водоснабжения и водоотведения жилого массива «Лесопосадочный участок», также выявлено невыполнение объемов работ по озеленению и установке и мусоросборников на 21,5 млн.тенге.
Вместе с тем, при строительстве данного проекта стоимостью 3 672,0 млн.тенге бюджетные средства использованы неэффективно, в связи с не передачей его на баланс эксплуатирующих организаций, а также его нерентабельностью ввиду отсутствия перспективы развития жилого массива, состоящего из 40 домов с 200-ми жителями.
Всего по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 1 412,9 млн.тенге, в том числе: подлежащие восстановлению 707,5 млн.тенге и возмещению 705,4 млн.тенге, неэффективное планирование активов государства – 4 895,5 млн.тенге, неэффективное использование активов государства - 5 080,8 млн.тенге, сумма возможных потерь составила 712,0 млн.тенге, также установлено 70 процедурных нарушений и 6 системных недостатка.
Кроме того, по результатам аудиторского мероприятия установлено 31 фактов для привлечения к административной ответственности должностных лиц.
В целях устранения установленных нарушений и недостатков, Ревизионной комиссией направлены объектам аудита соответствующие поручения и рекомендации.