Итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных аппаратам акима районов города Астаны по отдельным бюджетным программам
21 декабря 2023 года на очередном заседании Ревизионной комиссии по городу Астана с участием депутатов маслихата и руководителей районных акиматов города Астаны подведены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных аппаратам акимов районов города Астаны по отдельным бюджетным программам.
Проведенный анализ деятельности аппаратов акимов районов по созданию благоприятной среды для проживания жителей столицы, показал, что осуществляется большая работа по благоустройству, освещению, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов, а также по содержанию мест захоронений и погребение безродных.
Акиматами районов «Есиль», «Сарыарка», «Алматы», «Байконыр» своевременно не актуализированы положения акиматов районов на основании норм Закона о госуправлении и самоуправлении, предусматривающих расширения функций аппаратов акимов районов столицы (данные нормы вступили в действие с 1 января 2023 года).
Вследствие чего, акиматами районов фактически не осуществляются полномочия, предусмотренные Законом о местном госуправлении, в частности не осуществляет похозяйственней учет, что является существенным недостатком деятельности.
На практике акиматами районов при разработке отчетной документации используются данные паспортов, содержащие оперативные данные профильных подразделений, однако паспорта, представленные аудиту, не имеют даты утверждения и номеров регистрации, составлены в произвольной форме. При этом, не обеспечена прозрачность формирования оперативных данных, а именно отсутствуют сведения о проведенной инвентаризации объектов благоустройства и уборки.
Аппаратами акимов районов «Есиль», «Алматы», «Байконыр» не соблюдаются требования Правил благоустройства и Правил содержания зеленых насаждений, мероприятия по озеленению проводятся без утвержденного дендрологического плана, то есть, без схематического документа размещения зеленых насаждений с указанием количественного и видового состава существующей и проектируемой к посадке зеленых насаждений, в связи с чем, не определены границы уборки территорий по улично-дорожной сети, площадям, местам общего пользования (зоны отдыха общего пользования, парки, скверы, набережные); отсутствуют данные по учету зеленых насаждений, в целях определения их количества, видового состава и состояния, что приводит к неправильному планированию расходов.
Вышеуказанные факты указывают на формальный подход акиматов при планировании бюджетных средств, как следствие, зачастую отсутствует система четких показателей для измерения результатов реализации бюджетных программ и целевые значения для каждого из этих показателей, что в целом не позволяет осуществить объективную оценку эффективности исполнения отдельных бюджетных программ.
В нарушение Правил содержания зелёных насаждений виды работ по озеленению территории района «Алматы» в 2022 году проведены без утверждённых в установленном порядке проектов, а также без авторского надзора.
В нарушении Бюджетного кодекса акиматами районов в рамках мероприятий по косьбе сорной растительности применен размер накладных расходов и сметной прибыли, предусмотренных для строительно-монтажных организаций, что повлекло необоснованное завышение сметной стоимости и неэффективное планирование бюджетных средств на сумму 79 149,3 тыс.тенге.
В связи с отсутствием утвержденных тарифов уполномоченного органа и применения норм в сфере строительства на услуги по косьбе сорной растительности акиматами районов города Астаны, в результате чего неэффективно использованы бюджетные средства на 38 858,0 тыс.тенге.
В нарушение Правил составления бюджетной заявки по бюджетной программе 009 «Обеспечение санитарии населенных пунктов» утвержденные значения прямых показателей остались неизменны при уточнении бюджета в связи с увеличением финансирования, при этом отсутствует описание влияния на достижение прямых показателей, которые предполагаются достичь за счет бюджетных средств, выделенных при уточнении бюджета в 2023 году на 3 385 865,5 тыс.тенге, (Байконыр – 1 249 320,0 тыс.тенге, Алматы 1 323 214,0 тыс.тенге, Сарыарка - 813 331,5 тыс.тенге), что привело к неэффективному планированию.
При планировании бюджетных средств по обустройству и текущему ремонту дворовых пространств, не составлялись дефектные акты и сметная документация по текущему ремонту, согласно которому определяется объем финансирования для проведения работ, что является неэффективным планированием бюджетных средств на 5 899 825,6 тыс.тенге (Алматы – 1 964 401,0 тыс. тенге, Байконыр – 3 935 424,3 тыс.тенге.)
Акиматами районов при исполнении трехгодичных договоров не внесены изменения в стоимость услуги в части уменьшения размера сметной прибыли с 8% до 5%, в связи с внесенными изменениями в 2023 году в Порядок определения сметной стоимости строительства, что привело к экономическим потерям бюджета в сумме 10 266,8 тыс. тенге и является нарушением Закона о госзакупках и Порядка определения сметной стоимости строительства.
Вследствие чего, установлено необоснованное завышение размера сметной стоимости на сумму 36 138,9 тыс. тенге при закупе светильного оборудования, опор и комплектов оборудования автоматической системы управления, что является неэффективным планированием, в свою очередь привело к необоснованной оплате по завышенной стоимости в сумме 69 707,5 тыс.тенге.
В нарушение Гражданского кодекса работы по обустройству дворовых пространств не соответствуют условиям раздела 7 заключенных договоров, МАФы и тренажеры, вышли из строя в течение года, что свидетельствует о некачественном выполнении работ на общую сумму 6 842,1 тыс. тенге.
Приобретенные акиматом района «Сарыарка» в декабре 2022 года 17 приобретённых игровых комплексов находились на складе в течении 6 месяцев, что свидетельствует о неэффективном использовании средств на сумму 116 480,0 тыс.тенге.
Допущено завышение объемов затрат в части применения надбавки в виде заработной платы при исчислении расходов на услуги инженера, электромонтёра и диспетчера, повлекшее неэффективное планирование бюджетных средств на 38 701,3 тыс.тенге, а также необоснованно приняты к оплате указанные надбавки на 39 378,9 тыс.тенге.
Также, установлено завышение в части применения размера сметной прибыли на расходы по оплате электроэнергии, что является неэффективным планированием бюджетных средств на сумму 140 841,7 тыс. тенге.
Акиматами районов «Байконыр» и «Алматы» и «Сарыарка» допущены нарушения Правил осуществления государственных закупок в части выполнения объемов работ не в соответствии с технической спецификацией, без обоснованного решения и задания заказчика на замену объема. При этом установлены факты, что Поставщики не исполняют обязательства по предоставлению скидок при обосновании договорной цены за счет выполнения объемов по другим позициям на общую сумму 1 270 918,0 тыс.тенге (Байконур - 284 588,0 тыс.тенге Алматы - 986 330,0 тыс. тенге).
Акиматом района «Есиль» производится внедрение энергоэффективного освещения, с функцией диммирования - это процесс управления уровнем потребляемой мощности светильника и снижение мощности наружного освещения в неинтенсивное время, что должно привести к экономии средств бюджета. Однако, проект стоимостью 469 296,6 тыс. тенге на данном этапе подразумевает только замену светильников, при отсутствии самой системы подключения, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств на данную сумму.
Следует отметить, что акиматами районов не ведется учет мест захоронений на территории столицы, отсутствие государственных актов постоянного землепользования, не обеспечено закрытие мест захоронений после достижения проектной вместимости.
Аудитом также установлено искажение финансовой отчетности акиматом района «Байконыр» на сумму 499 938,3 тыс.тенге и акиматом района «Алматы» на сумму 289 656,5 тыс.тенге.
Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений на 1 685 483,5 тыс.тенге, из них подлежащие: восстановлению по бухгалтерскому учету и работами – 1 477 455,8 тыс.тенге, (восстановлено – 1 476 547,3 тыс. тенге), возмещению – 208 027,7 тыс.тенге (возмещено – 1 207,6 тыс.тенге), неэффективное планирование бюджетных средств –
13 721 138,4 тыс.тенге, сумма неэффективного использования –
3 567 897,0 тыс.тенге, а также выявлены возможные потери и упущенная выгода на сумму 86 630,2 тыс.тенге, 172 процедурных нарушения и 74 системных недостатков в деятельности объектов государственного аудита.
Ревизионной комиссией в сокращенном порядке рассмотрено
5 административных материалов, в установленные сроки произведена уплата в полном объеме. Для принятия процессуального решения по возбуждению административного производства в уполномоченные органы направлено 12 материалов.
По итогам государственного аудита Ревизионной комиссией даны соответствующие поручения и рекомендаций.