Итоги государственного аудита эффективности управления активами субъекта квазигосударственного сектора в ТОО «Astana Venue Management»

7 декабря 2023 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия), где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности управления активами субъекта квазигосударственного сектора в ТОО «Astana Venue Management» (далее – Товарищество), который показал, что осуществляемая деятельность не соответствует Уставу Товарищества и Перечню видов деятельности, определенному постановлением Правительства Республики Казахстан от
28 декабря 2015 года № 1095. Основным видом деятельности Товарищества согласно Уставу является «Регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности», тогда как фактически – управление объектами, переданными в доверительное управление, путем возмездного предоставления помещений, залов и других имуществ согласно утвержденному прейскуранту цен.

Вместе с тем, за проверенный период Товариществом деятельность по управлению объектами (Дворец Независимости, Дворец Мира и Согласия и Монумент Байтерек), в целом осуществлялась в соответствии с заключенными договорами доверительного управления государственным имуществом. Однако, необходимо также отметить, что предоставление в доверительное управление осуществлено в нарушение действующего законодательства без проведения тендера на основании постановления акимата от 22 сентября 2020 года № 501-1987 о передаче объектов на пополнение уставного капитала, тогда как фактически до настоящего времени передача не осуществлена.

Аудит показал ненадлежащий уровень управления и контроля над Товариществом со стороны органа управления. Органом управления не доводились цели, задачи и ключевые показатели деятельности Товарищества для включения в План развития, а также лимиты административных расходов. Планирование деятельности ограничено утверждением Стратегии развития в произвольной форме. Допущено внесение изменений в Устав, позволяющих не согласовывать с наблюдательным советом Товарищества критически важных внутренних документов, повысив тем самым коррупционные риски, связанные с использованием материальных и финансовых ресурсов.

Отсутствие целей, задач и ключевых показателей деятельности в Плане развития Товарищества, являющего основным законодательно предусмотренным стратегическим документом субъектов квазигосударственного сектора, значительно осложняет проведение оценки эффективности деятельности, а также контроля со стороны органа управления.

Аудит показал наличие существенных недостатков системы внутреннего контроля Товарищества, понижающих эффективность средств внутреннего контроля, повышающих коррупционные риски ненадлежащего использования материальных и финансовых ресурсов, и в отдельных случаях являющихся возможными причинами установленных нарушений, фактов упущенной выгоды и неэффективного использования активов.

Так, установлено, что Товариществом сдача в аренду помещений осуществлялась по ценам ниже среднерыночных, в результате упущенная выгода составила 1 161 963,4 тыс. тенге, в том числе в 2021 году – 357 634,3 тыс. тенге, в 2022 году – 655 781,9 тыс. тенге и в 2023 году – 148 547,2 тыс. тенге.

Допущены факты неэффективного планирования и использования бюджетных средств и активов государства на общую сумму 1 063 542,2 тыс. тенге, основные из которых следующие:

- бюджетные средства на общую сумму 955 875,8 тыс. тенге использованы для проведения текущих ремонтов здания Дворца Независимости, после чего начата полная его реконструкция;

- в результате начисления сметной прибыли на технологическое оборудование при составлении сметной документации на текущий ремонт неэффективно запланированы на общую сумму 5 181,4 тыс. тенге, из них использовано 5 090,0 тыс. тенге;

- произведена оплата труда творческого отдела на общую сумму 92 507,3 тыс. тенге, не участвовавшего в деятельности Товарищества;

- неэффективно запланированы и использованы без лимитов органа управления активы государства на закуп транспортных услуг (услуги такси для развоза сотрудников службы обслуживания клиентов объекта Монумент Байтерек) в сумме 9 660,9 тыс. тенге.

Финансовая отчетность Товарищества за 2021 и 2022 годы искажена на 2 937,6 тыс. тенге и 2 235,6 тыс. тенге, соответственно. Также имели место нарушения законодательства о государственных закупках.

В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 8 967,9 тыс. тенге, из них подлежащие возмещению 5 675,3 тыс. тенге (в ходе аудита возмещено 585,3 тыс. тенге) и восстановлению 3 292,6 тыс. тенге (восстановлено в полном объеме), неэффективное использование активов государства – 1 063 542,2 тыс. тенге, сумма возможных потерь и упущенной выгоды – 1 161 963,4 тыс. тенге,
37 процедурных нарушений и 9 системных недостатков.

По результатам аудита материалы по 19 фактам Ревизионной комиссией направлены в соответствующие органы для привлечения к административной ответственности.

В целях устранения установленных нарушений и недостатков по итогам аудита Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.