В городском маслихате в течение двух дней в ходе совместных заседаний постоянных комиссий состоялось обсуждение отчёта по исполнению бюджета города Астаны за 2022 год
Выступили руководители управления финансов Алиби Жумаев и управления экономики и бюджетного планирования Кайсар Манкараев, которые доложили о ситуации в сфере исполнения местного бюджета, поступлениях в бюджет, доходах и расходах, исполнении индикаторов Программы развития столицы за 2022 год. Также руководители управлений представили депутатам подробную информацию об исполнении бюджета администраторами бюджетных программ. Было отмечено, что исполнительская дисциплина администраторов программ имеет положительную динамику. Немаловажную роль в улучшении ситуации сыграли критические замечания по итогам аудита, проведенного Ревизионной комиссией по городу Астана.
Председатель маслихата Ерлан Каналимов подчеркнул, что три государственных органов должны контролировать ситуацию с исполнением бюджета, потому именно к ним есть вопросы. Прогресса в решении вопросов нет. В свое время депутаты предлагали провести анализ рисков неосвоения бюджета, ведь на конец 2022 года снова идёт неосвоение бюджета на сумму 16,5 млрд. тенге. Три управления – строительства, транспорта и УТК – основные исполнители бюджета города, вопрос к управлениям, почему план финансирования по месяцам переносится на конец года, тем самым усложняется освоение бюджета. При этом в течение года на уточнениях управления просят дополнительное финансирование. Каналимов напомнил, что депутаты предлагали внести в индикаторы персональную ответственность первых руководителей по освоению бюджета. Есть ли надежда, что недоимка будет возращена, вопрос к управлению госдоходов. Кроме того, председатель маслихата сообщил, что в материалах Ревизионной комиссии указано, что ТЭО по развитию водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации устарели, при этом никакой работы по их актуализации не проводилось.
Иманжусуп Акпомбаев – председатель Ревизионной комиссии по городу Астана сообщил, что в 2022 году исполнение бюджета осуществлялось при положительном росте экономики, увеличении ВРП на 3,7 %. Однако, как отметил спикер, на фоне роста экономики острым остается рост инфляции, который составил 23%, что выше, чем в республике. План по доходам в результате корректировок увеличился, при этом треть доходов за счёт трансфертов, собственные доходы составляют 66%, небольшое перевыполнение сложилось за счёт налоговых поступлений. Также спикер отметил, что большие суммы трансфертов демонстрируют зависимость от вышестоящего бюджета, выросла дебиторская задолженность.
Депутаты маслихата неоднократно заявляли, что вопросы дебиторской задолженности напрямую связаны со слабой претензионно-исковой работой государственных органов. Несмотря на протокольное поручение, проблема до сих пор не решается. Кредиторская задолженность выше всего у управления транспорта, строительства, УТЭК.
Депутат Кендебай Адамбеков отметил, что по результатам двухдневного обсуждения отчета об исполнении бюджета у депутатов наибольшее количество вопросов к руководителям управления строительства, транспорта и УТЭК. В материалах, представленных Ревизионной комиссией отмечено, что дебиторская задолженность складывалась с 2011 по 2018 годы. За 2022 год дебиторская задолженность снизилась на 3%, второй вопрос касался управления экономики и бюджетного планирования, которое, по мнению депутата, также должно контролировать данный вопрос. В Плане развития столицы на 2021-2025 годы депутатом отмечается отсутствие взаимоувязки индикаторов названных управлений с региональными индикаторами, нет измеримых показателей результатов бюджетных программ, при этом есть дублирование прямого и конечного результата. Особое возмущение прозвучало по поводу задолженности управления транспорта, которое по основной задолженности до сих пор в суд иск не направляло (начиная с 2007 по 2019 годы). Решения судов есть только по 7 млн. тенге – это мизер по сравнению с общей суммой задолженности. В связи с этим вопрос возник и к управлению экономики, которое согласовало бюджетную программу. Аналогичные вопросы прозвучали в адрес руководителя УТЭК, где задолженность самая значительная.
Депутат Талгат Ергалиев выразил недоумение по поводу неосвоение значительной суммы и одновременно практически такая же задолженность. Второй вопрос по срокам проведения конкурсных процедур, которые могут проводиться с января по май. Депутаты в связи с этим предложили проводить конкурсы в ноябре-декабре. И как заявили руководители управлений финансов и экономики, администраторы бюджетных программ могут проводить конкурсы по заявке и согласованию с управлением госзакупок, чтобы иметь возможность в январе получать финансирование.
Председатель постоянной комиссии Азамат Айтхожин рекомендовал управлению активов и государственных закупок провести разъяснительную работу с администраторами бюджетных программ в части утверждения предварительного плана государственных закупок и проведения конкурсных процедур на основании предварительного плана. В случае отсутствия данных норм подготовить в Министерство финансов РК предложения по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты.