Итоги государственного аудита эффективности реализации подушевого финансирования государственного спортивного и творческого заказов
25 апреля 2023 года проведено очередное заседание Ревизионной комиссии с участием депутатов маслихата, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности реализации подушевого финансирования государственного спортивного и творческого заказов.
Государственным аудитом охвачены средства на общую сумму 3 891 052,0 тыс. тенге за период с января 2021 года по сентябрь 2022 года, в том числе в ГУ «Управлении культуры города Астаны» (далее – Управление культуры) по бюджетной программе 004 «Поддержка культурно-досуговой работы» на сумму 1 833 799,4 тыс. тенге, ГУ «Управление физической культуры и спорта города Астаны» (далее – Управление спорта) бюджетной программе 006 «Дополнительное образование для детей и юношества по спорту» 2 057 252,6 тыс.тенге.
Аудит выявил ряд нарушений законодательства, регулирующего процесс оказания государственного творческого и спортивного заказов, бюджетной дисциплины.
Так, Управлениями культуры и спорта не обеспечена, полнота и достоверность информации к расчетам, содержащихся в бюджетных заявках на общую сумму 10 739 812,0 тыс. тенге, из которых 4 843 563,0 тыс. тенге по Управлению культуры и 5 896 249,0 тыс.тенге по Управлению спорта, что свидетельствует о неэффективном планировании расходов.
В расчетах бюджетной заявки отсутствует детализация по районам (микро участкам) города Астаны, по видам кружков, на которые запланировано размещение государственного заказа, а также отсутствует расчет по потребности кружков, неизвестен охват детей от общего контингента детей от 4 лет до 17 лет.
Аудитом установлено 348 случаев нарушения сроков рассмотрения заявок от поставщиков, в том числе 141 по государственному творческому заказу и 207 государственному спортивному заказу, где срок рассмотрения Операторами в лице упомянутых двух управлений составил более месяца.
Функционал информационной системы по распределению очередности среди детей на платформе для Операторов был недоступен до марта 2023 года.
Также к недостаткам Портала (платформы) можно отнести наличие фактов выдачи 1-го ваучера 2-м разным детям и более, количество таких фактов составило по двум Управлениям 1 132. Данный недостаток не дает оператору определить реальную потребность в бюджетных средствах, а также в прогнозировании требуемого бюджета в дальнейшем.
Несмотря на функционирование платформы «artsport.edu.kz» с мая 2021 года договор на использование платформы между Операторами и собственником платформы до сих пор не заключен.
Платформа не имеет акта об успешном результате испытаний на информационную безопасность, отсутствует интеграция с информационными системами Министерствами здравоохранения и просвещения, юстиции.
Управлениями культуры и спорта не осуществляется хранение сведений, накапливаемых в ходе исполнения процедур государственного заказа на серверах информационной системы и на носителях информации, а также отсутствует резервное накапливание данных, для возможности быстрого восстановления работоспособности в случае сбоев.
При регистрации на Платформе поставщиков и физических лиц автоматически не проверяется подлинность внесенных данных, платформа допускала создание физических лиц и поставщиков с несуществующими БИНами и ИИНами. В настоящее время Платформа допускает регистрацию родителей территориально не относящихся к столице, чем создает дополнительную нагрузку на местный бюджет.
Аудитом установлены факты нецелевого, необоснованного и неэффективного использования бюджетных средств, сложившиеся в результате следующих нарушений:
1) поставщиками допущена активация 10 812,0 ваучеров детей, территориально не относящиеся к городу Астана (не имеющих регистрацию в столице), посещавшие согласно табелей учета творческие кружки и спортивные секции города Астана, на которых затрачено за период аудита 2 951 931,9 тыс. тенге, что является неэффективным использованием бюджетных средств и повлекли экономические потери местного бюджета (столицы);
2) 441 детей (по направлению культуры) и 1 173 детей (по направлению спорта), предшкольного и школьного возраста не зарегистрированы в городе Астане, не числятся в столичных организациях образования и в близлежащих к столице районах Акмолинской области, т.е. фактически не посещавшие творческие кружки и спортивные секции, на которых необоснованно затрачены средства местного бюджета в сумме 406 762,7 тыс. тенге, подлежащих возмещению в бюджет.
Встречными проверками поставщиков государственного заказа установлены следующие основные нарушения:
1) подписание электронного табеля посещений кружков и секций осуществлялось не через личный кабинет законного представителя по 1 227 занятиям. Учитывая, что заполнение электронного табеля со 100% посещением дает возможность получения максимальной суммы подушевого финансирования, то дает полагать о заинтересованности поставщика самостоятельно заполнять табеля;
2) в заявках на проведение творческих кружков заявлены 51 преподаватель (тренер) от 3-х, 4-х или 5-ти разных поставщиков. Однако, отдельными поставщиками допускается другой преподаватель к обучению детей творческих кружков, спортивных секций, под документами преподавателя, указанного на Платформе, что нивелирует требования о предоставлении справки о наличии судимости, квалификации, об отсутствии болезней;
3) отдельные помещения, арендуемых поставщиками, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам и отсутствуют камеры видео наблюдения;
4) отдельными поставщиками из платформы удалена информация по преподавателям, детям, отсутствуют учебные программы, отсутствует полноценная информация по графикам проведения творческих кружков;
5) творческие кружки, спортивные секции развернуты в жилых комплексах, в зданиях бизнес-центров, в здании станции технического обслуживания, в зданиях имеющих целевое назначение «для эксплуатации складов, расширение территории для обслуживания складов», на базе парковочной зоны паркинга, в подвальных помещениях зданиях государственных школ.
Тогда как, регламентирующими документами для проведения творческих кружков и спортивных секций предусмотрена инфраструктура организаций образования, объектов и сооружений организаций культуры и спорта.
6) поставщиками зачислены дети в творческие кружки и спортивные секции при отсутствии договоров c законными представителями детей, также необоснованно, заключены договора с законными представителями детей в связи с не предоставлением полного пакета документов, необоснованно активированы ваучера с некорректными ИИН детей.
Поставщиками услуг возмещены денежные средства в доход местного бюджета в случаях: при оплате за детей несоответствующего возраста; за не оказанные услуги по детям допустивших пропуски; расхождение данных посещения детей, между табелями фактического посещения занятий детьми, составленных педагогами и администратором и табелями учета посещения занятий размещенных на Платформе; за непроверенные занятия.
Также аудитом установлены факты, передачи государственными школами на безвозмездной основе помещений (спортивные залы, классы, подвалы) или по заниженной цене, более 18 школ, что привело к экономическим потерям балансодержателей (школ), кроме того договора аренды не зарегистрированы на интернет-ресурсе по адресу www.gosreestr.kz.
Всего по итогам государственного аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 473 664,4 тыс. тенге подлежащие возмещению (в ходе аудита возмещено 38 511,2 тыс. тенге), сумма неэффективного планирования бюджетных средств составила 10 739 812,0 тыс. тенге, неэффективного использования 219 135,4 тыс. тенге, сумма возможных потерь и упущенной выгоды 2 988 188,0 тыс. тенге, а также установлены 560 процедурных нарушений и 16 системных недостатков.
Также составлены административные протокола и наложены административные взыскания на 4-х поставщиков услуг выраженное в несвоевременном исполнении требований Ревизионной комиссии по предоставлению документов, сумма оплаченных штрафов в сокращенном порядке составила 690,0 тыс. тенге. По факту нарушения правил ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности, наложены административные взыскания в отношении 2-х ответственных лиц Управления спорта и Управления культуры, сумма оплаченных штрафов в сокращенном порядке составила 690,0 тыс. тенге.
Ревизионной комиссией направлены 2 административных материала в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Астана для возбуждения административного производства за уклонение от ведения бухгалтерского учета и искажения финансовой отчетности, сумма оплаченного штрафа в сокращенном порядке составила 86,2 тыс. тенге.
В Департамент государственных доходов по городу Астане направлено 4 факта аудита в части нарушения налогового законодательства, по которым вынесено 2 предупреждения, 1 уведомление об устранении нарушений. По итогам аудита Ревизионной комиссией разработаны поручения и рекомендации для устранения выявленных аудиторским мероприятием нарушений и недостатков.