Пресс-релиз
14 декабря 2022 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана.
Ревизионной комиссией по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия) проведен государственный аудит эффективности деятельности реализации отдельных бюджетных программ Управления занятости и социальной защиты города Астана.
Аудит показал, что Управлением занятости и социальной защиты города Астана (далее – Управление) и подведомственными организациями в целом проводится определенная работа, направленная на обеспечение комплекса услуг лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условий для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Вместе с тем, проведенный аудит в рамках показателей государственного аудита выявил ряд недостатков и нарушений и наличие резервов для повышения эффективности деятельности Управления.
Так, наблюдается недостатки при выполнений функции и задач как Управлением, так и подведомственными организациями. Установлены нарушения при разработке и утверждений внутренних документов. Отмечается ненедлежащее и некачественное исполнение 11 намеченных мероприятий Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2019 года № 326 (далее – Национальный план). При этом, в Управлении отсутствует информация об исполнений 15 мероприятий за 2020 год и 9 мероприятий за 2021 год. При неэффективности трудоустройства инвалидов путем установления квоты рабочих мест работодателям города, Управлением в рамках исполнения пункта 37 Национального плана не направлены в Министерство соцзащиты предложения по введению дополнительных или альтернативных мер квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью.
Также отмечается ненадлежащее исполнение Управлением функции «координация работы по реализации Закона Республики Казахстан «О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан». Так при наличии фактов нарушения законодательства Республики Казахстан, совершенное в виде: необеспечения лицам с инвалидностью доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры; необеспечения условий для доступа лиц с инвалидностью к культурно-зрелищным мероприятиям (статья 83 КоАП) не инициировало направление материалов на рассмотрение в уполномоченный орган в соответствии со статьей 725 Кодекса об административных правонарушениях.
Как показал аудит, разработанная и внедрённая Автоматизированная информационная система Портал социальных услуг имеет ряд недостатков. Однако Управлением предложения об его совершенствовании, обеспечения прозрачности и своевременности оказания услуг не направлялись.
Управлением при использовании средств вышестоящего бюджета, выделенных на доплаты к заработной плате работникам, допущено нецелевое использование средств трансферта из национального фонда на сумму 48 179,8 тыс.тенге ( 2021 год – 47 124,5 тыс.тенге; 2022 год - 1 055,3 тыс.тенге) и трансфертов республиканского бюджета - 7 932,9 тыс.тенге (2020 год –4 498,1 тыс.тенге, 2021 год – 248,0 тыс.тенге, 2022 год – 3 186,8 тыс.тенге). тыс.тенге).
Также выявлены недостатки при разработке и утверждении (переутверждения) бюджетных программ. Так, управлением не были отражены ряд нормативных правовых актов (далее – НПА), определяющие государственные функции и полномочия, осуществляемые Управлением и подведомственными организациями.
При этом, для содержания Центра «Жанұя» по бюджетной программе 006 на 2020 - 2022 годы отсутствует нормативная правовая основа. В тоже время, Управлением в нарушение принципа обоснованности бюджетной системы, производилось финансирование расходов Центра «Жанұя» на содержание вакантных должностей на протяжении 3 лет на сумму 71 046,0 тыс. тенге.
При анализе доходов, полученных подведомственными организациями, установлены нарушения в части размещения Центром «Шарапат» в 2020 году временно свободные средства в одном банке (филиал «АТФБанк») в городе Астана в сумме 50 000,0 тыс. тенге.
В Реабилитационном центре выявлены случаи необоснованного включения в акты выполненных работ за не оказанные услуги по санаторно-курортному лечению в общей сумме 728,8 тыс.тенге.
Установлено неэффективное использование ранее приобретённых медицинских изделий и других основных средств на сумму 132 527,2 тыс.тенге (Центр «Қамқор» – 126 984,4 тыс. тенге, Реабилитационный центр – 3 721,6 тыс. тенге, Центр «Жанұя» – 1 693,6 тыс. тенге, Центр «Шарапат» – 127,6 тыс.тенге) не используется при осуществлений уставной деятельности.
Кроме того, к неэффективному использованию привело приобретение Центром «Қамқор» лекарств на сумму 25 062,7 тыс.тенге (2020 год - 9 650,0 тыс.тенге; 2021 год – 8 962,8 тыс.тенге; первое полугодие 2022 года – 6 449,9 тыс.тенге), которые можно было приобрести за счет 70 % пенсионных выплат, неиспользованные остатки которых из года в год увеличиваются (2020 год – 61 028,1 тыс.тенге; 2021 год – 134 312,8 тыс.тенге; 01.07.2022год - 180 623,0 тыс.тенге).
Выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учета, норм и требовании законодательства о государственных закупках. Также Центром «Жанұя» необоснованно использованы в 2021 году бюджетные средства в сумме 3 597,3 тыс. тенге на текущие ремонтные работы арендуемого здания (не регламентированные условием договора).
Кроме того, при аудите заработной платы установлена переплата по доплатам, надбавкам, по больничным листам, переплата по ежегодным трудовым отпускам и не обоснованная выплата премий на общую сумму 16 646,85 тыс. тенге (Центр «Қамқор» – 8 067,9 тыс.тенге, Центр «Жанұя» – 6 706,9 тыс.тенге, Центр «Шарапат» – 1 385,5 тыс.тенге, Реабилитационный центр - 486,55 тыс.тенге).
Общая сумма финансовых нарушений составила 225 671,2 тыс. тенге, в том числе: нарушения бюджетного законодательства и иного законодательства при использовании бюджетных средств подлежащих возмещению в доход местного бюджета на сумму 17 568,9 тыс. тенге (возмещено до заседания Ревизионной комиссии 9 428,1 тыс.тенге), в доход республиканского бюджета на сумму 56 112,7 тыс. тенге, подлежащих восстановлению на сумму 151 989,6 тыс. тенге (восстановлено до заседания Ревизионной комиссии – 151 886,6 тыс.тенге) по нарушениям законодательства при ведении бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
По итогам аудиторских мероприятий выявлены факты неэффективного планирования бюджетных средств на общую сумму 1 005 649,7 тыс.тенге, неэффективно использованных бюджетных средств – 389 994,9 тыс.тенге, выявлены суммы возможных потерь и упущенной выгоды на 2 606,5 тыс.тенге, а также выявлены 107 процедурных нарушений и 47 системных пробелов и недостатков
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.