Итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие языковой политики в столице

25 августа 2022 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие языковой политики в столице.

По итогам, которого отмечено, что в целом Управлением по развитию языков и архивного дела (далее - Управление) реализация государственной политики по развитию языков в столице ведется в соответствии с запланированными целями и показателями стратегических документов системы государственного планирования (государственные программы, программа развития города Нур-Султан), однако, не в полной мере обеспечивается взаимоувязка показателей Программы развития города Нур-Султан с соответствующими показателями государственных программ по реализации языковой политики в Республике Казахстан.

Так, в Программе и Плане развития города Нур-Султан на 2021-2025 годы не предусмотрены целевые индикаторы Государственной программы по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы, а именно: доля населения, владеющего государственным языком; доля населения, владеющего тремя языками (казахским, русским и английским); доля казахязычного контента в государственных средствах массовой информации.

Кроме того, Управлением в 2019 году предусмотренный целевой индикатор Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2019 годы «доля населения, владеющего английским языком» не достигнут запланированного показателя 27%.

Анализ реализации бюджетных программ Управления показал, что их разработка и утверждение в целом соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Республики Казахстан и Правилам разработки и утверждения бюджетных программ. Однако, существуют ряд нарушений и недостатков, а именно:  допускаются дублирование прямых и конечных результатов между собой в пределах одной бюджетной программы; некачественное планирование бюджетных программ, а именно не обеспечена полнота и достоверность информации к расчетам, содержащимся в бюджетных заявках, что свидетельствует о неэффективном планировании расходов по бюджетным программам, отсутствуют документы, подтверждающие ценообразование товаров и услуг; формальный подход при планировании прямых показателей бюджетной программы  002 «Развитие государственного языка и других языков народа Казахстана» привел к искажению данных в Отчете о реализации бюджетной программы за 2020 год.

Управлением мероприятия, предусмотренные в рамках реализации бюджетных программ, в целом выполнены. Однако существует ряд нарушений и недостатков при реализации основных направлений, а именно: необоснованно выплачены надбавки, бонусы, а также заработная плата некоторым работникам Управления; выплата поощрения работникам Управления произведена с нарушением принципа обоснованности повлекшее неэффективное использование бюджетных средств; допущено превышение натуральных норм положенности по площадям; нарушения бухгалтерского учета в части не проведения инвентаризации основных средств, отсутствия материально ответственного лица.

Следует отметить, что Управлением не разрабатывались ежеквартальные и перспективные (годовые) планы работ, не принимался Регламент работы Управления, что является нарушением статей 39, 40 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также некачественно составлены Положения структурных подразделений и должностные инструкции работников, утверждение структуры и предельной штатной численности учреждения «Руханият», проводится не уполномоченным органом, т.е. Управлением, а самим учреждением «Руханият» (далее – Учреждение). 

Учреждением деятельность в сфере реализации государственной политики по развитию языков в столице осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также задачам и функциям, утвержденным в учредительном документе.

Однако, имеются ряд нарушений и недостатков, таких как: отражение в Уставе функций, фактически не относящихся к компетенции Учреждения, дублирование функции структурных подразделений, отсутствие распределения отдельных функции за конкретными структурными подразделениями.

В целом, в планах работ Учреждения предусмотрены мероприятия, направленные на реализацию государственной политики по развитию языков, в том числе по проведению обучения государственному, английскому языкам, проведению различных семинаров, конкурсов по данной тематике, однако, имеются ряд недостатков и пробелов.

Так, предусмотренные госпрограммой на 2011-2019 годы задачи по проведению мероприятий в целях поддержки и сохранения языков этносов в рамках фестиваля языков народа Казахстана, а также проведению мероприятий в регионах, телепроектов, телеигр, телеуроков по вопросам развития языковой культуры, ономастики и терминологии Учреждением не внесены в план работы Учреждения на 2019 год и соответственно не реализованы.

Кроме того, в планах работ отсутствуют мероприятия по реализации деятельности, в части изучения вопросов ономастики, тогда как данная сфера предусмотрена Законом «О языках в Республике Казахстан», государственными программами по развитию языков, а также уставом Учреждения.

В связи с тем, что деятельность Учреждения финансируется в рамках бюджетных средств, все планируемые мероприятия должны соответствовать задачам соответствующих государственных программ. Однако, Учреждением проводились мероприятия, не относящиеся к основной тематике языковой политики (городской благотворительный турнир по мини-футболу «MEIİRİMDİ ELORDA»; благотворительный турнир по мини-футболу, посвященного Дню города; издание книг в целях поддержки талантливых писателей, поэтов и творческих общественных объединений тиражом более 30 тысяч экземпляров), что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.

В Учреждении за период с 2019 по 2021 годы сменилось 4 руководителей и 5 заместителей руководителя, а также 7 главных бухгалтеров системная сменяемость руководящего состава свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны уполномоченного органа, т.е. Управления. Как следствие это привело к нарушениям законодательства  о государственных закупках, о бухгалтерском учете и финансовой отчётности, бюджетной отчетности, отсутствию прозрачности ценообразования, к фактам не обеспечения достоверности оказанных услуг поставщиками и др.

Стоит отметить, что большинство из вышеприведенных недостатков и нарушений имеют системный характер, основными причинами допущения нарушений являются не надлежащее исполнение работниками своих функциональных обязанностей на вверенных им участках работы, текучесть кадров, не обеспечение со стороны руководящего состава должного контроля за соблюдением работниками норм законодательства Республики Казахстан.

Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых  нарушений на общую сумму 67 234,1 тыс.тенге, из них подлежит восстановлению 64 790,1 тыс.тенге (восстановлено до проведения заседания 22 338 ,6  тыс. тенге), подлежат возмещению 2 444,0 тыс.тенге (возмещено до проведения заседания 1 489,0 тыс. тенге), сумма неэффективного планирования бюджетных средств составила 834 191,0 тыс.тенге, неэффективного использования 129 470,6 тыс.тенге, а также установлено 62 процедурных нарушений и 35 системных проблем и недостатков.

В ходе аудиторского мероприятия составлены 4 административных материала в отношении должностных лиц и бывших должностных лиц Управления и Учреждения сумма наложенного штрафа составила 941,9 тыс.тенге.

Кроме того, направлены 6 административных материала в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султан для возбуждения административного производства по признакам нарушений в сфере государственных закупок, а также бухгалтерского учета и финансовой отчетности по которым наложено штрафов на сумму 336,9 тыс.тенге.

По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.