Итоги государственного аудита эффективности налогового администрирования, полноты и своевременности поступлений в местный бюджет налогов и других платежей

14 июля 2022 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности налогового администрирования, полноты и своевременности поступлений в местный бюджет налогов и других платежей, который показал, что в целом органами государственных доходов столицы обеспечивается выполнение функций по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и платежей в бюджет. Вместе с тем аудит показал, что деятельность по обеспечению поступлений налогов и платежей в бюджет осуществляется с определенными нарушениями и недостатками, в том числе на этапе планирования.

В проверенный период наблюдается значительное перевыполнение плана по налоговым поступлениям, в том числе в 2020 году – на 31 751 761,4 тыс.тенге или 10,6%, в 2021 году – на 45 849 723,9 тыс.тенге или 11,2%, тогда как в 2019 году наблюдалось недостижение плановых значений на 3 441 292,9 тыс.тенге или 1,3%.

Основными факторами, отражающими полноту налоговых поступлений, являются недоимка, переплата, возврат и зачет излишне (ошибочно) уплаченных сумм налогов и платежей. Аудитом отмечается факт ежегодного роста недоимки, указывающий на слабую работу по взысканию недоимки прошлых лет с накоплением недоимки текущего периода. Так, по состоянию на 1 января 2020 года общая задолженность в местный бюджет составляла 3 878 102,0 тыс.тенге, в течение года недоимка возросла на 3 354 526,0 тыс.тенге (на 86,5%) и составила 7 232 628,0 тыс.тенге. Тенденция роста недоимки наблюдается и в 2021 году, которая увеличилась на 10 856 526,2 тыс.тенге (на 150,1%) и на конец периода составила 18 089 155,0 тыс.тенге.

По итогам налоговых проверок доначисление за 2020 год составило 20 554 721,0 тыс.тенге и за 2021 год – 15 455 482,0 тыс.тенге, что указывает на определенную эффективность этой деятельности. Вместе с тем, в нарушение законодательства работниками Департамента в 2020 году превышен установленный срок 4 налоговых проверок, в 2021 году – 8 налоговых проверок (без учета 104 просроченных проверок управления администрирования косвенных налогов). При этом работники, допустившие данные аналогичные нарушения, наказаны избирательно: только 1 из 10 сотрудников, задействованных в данных проверках привлечен к дисциплинарной ответственности.

Выборочным аудитом налогового администрирования установлены нарушения и недостатки, повлекшие отсутствие начисления предусмотренных налогов на общую сумму 188 905,7 тыс. тенге, а также возможные потери бюджета на общую сумму 202 169,4 тыс. тенге.

К примеру, выявлены налогоплательщики, не производившие в нарушение действующего законодательства расчеты по индивидуальному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплат, тем самым не своевременно и не в полном объеме исполнив налоговые обязательства на общую сумму 81 013,1 тыс. тенге, в том числе: по Алматинскому району на сумму 9 643,2 тыс. тенге, по Байконурскому району – 4 881,5 тыс. тенге, по Сарыаркинскому району –19 699,8 тыс. тенге, по Есильскому району – 46 788,6 тыс. тенге. Налогоплательщики, не производившие расчеты по социальному налогу, не исполнили налоговые обязательства на общую сумму 36 430,9 тыс.тенге, в том числе: по Алматинскому району на сумму 11 341,9 тыс. тенге, Байконурскому району – 3 795,5 тыс. тенге, по Сарыаркинскому району – 20 141,3 тыс. тенге, по Есильскому району – 1 152,2 тыс. тенге.

В результате непринятия мер по направлению Уведомлений о непредставлении налоговой отчетности по 31 налогоплательщикам, получившим доход от реализации недвижимого имущества за 2020-2021 годы, недопоступление налога в местный бюджет составило на сумму 52 853,4 тыс. тенге, в том числе по Алматинскому району» - 12 527,2 тыс. тенге, Байконурскому району – 6 553,5 тыс. тенге, по Сарыаркинскому району – 29 265,3 тыс. тенге и по Есильскому району – 4 507,4 тыс. тенге.

Аудит также показал, что существенным недостатком для осуществления камерального контроля налоговыми органами является отсутствие законодательно утвержденных форм для предоставления уполномоченными органами информации, необходимой для исчисления отдельных видов налогов. Так, отсутствуют утвержденные формы предоставления сведений по объектам обложения ИПН, подлежащих уплате физическим лицом по имущественному доходу.

Значительное влияние на эффективность налогового администрирования оказывает организационная и плановая деятельность Департамента и его структурных подразделений, которая также осуществляется с существенными недостатками и нарушениями.

Так, отдельные нормы Регламента работы Департамента не соответствует действующему законодательству. В нарушение норм Регламента отдельными структурными подразделениями Департамента, в том числе районными управлениями, не соблюдаются сроки составления и утверждения годовых планов работ, отсутствуют даты утверждения и необходимые согласования, годовые планы не утверждаются руководителем Департамента, запланированные мероприятие указаны в обобщённом виде, отсутствует показатели результативности запланированных мероприятий и сроки их исполнения. В отдельных случаях отсутствуют документы, подтверждающие исполнение мероприятий годовых планов работ. Отдельные положения структурных подразделений и должностные инструкции работников не соответствуют действующему законодательству.

Приведенный анализ налоговой базы столицы показал, что существенным резервом налоговых поступлений может являться изменение налоговой политики по отношению к участникам СЭЗ «Астана - новый город», которые осуществляют деятельность, не соответствующую целям СЭЗ «Астана - новый город», либо фактически не являющимся отечественными товаропроизводителями.

В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 188 905,7 тыс. тенге, из них подлежащие поступлению в доход бюджета 188 905,7 тыс. тенге (в ходе аудита поступило в доход бюджета 170 923,4 тыс. тенге), прямые (косвенные) потери бюджета 202 169,4 тыс. тенге, неэффективное планирование бюджетных средств 31 136 875,2 тыс. тенге, 80 процедурных нарушений и 35 недостатков.

По итогам аудита в целях устранения установленных нарушений и недостатков Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.