Итоги государственного аудита эффективности реализации отдельных мероприятий государственной программы «Развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017- 2021 годы «Еңбек»
29 июня 2022 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности реализации отдельных мероприятий государственной программы «Развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017- 2021 годы «Еңбек» (далее – Государственная программа).
Аудит показал, что ГУ «Управление занятости и социальной защиты города Нур-Султан» (далее – Управление занятости), ГУ «Управление образования города Нур-Султан» города Нур-Султан» (далее – Управление образования), КГУ «Центр занятости» акимата города Нур-Султан (далее – Центр занятости) в целом проводится определенная работа, направленная на содействие продуктивной занятости населения и вовлечение граждан в предпринимательство.
Вместе с тем, анализ планирования и исполнения показателей бюджетных программ показал, что управлениями образования и занятости определены конечные результаты бюджетных программ, достижение которых достигаются не только за счет Программы «Енбек», но и за счет других Государственных программ и Национальных проектов. Кроме того, при уточнений суммы бюджетных программ в сторону увеличения, не проводится корректировка первоначально утвержденного показателя прямого результата, кроме того также отсутствует обоснование при определении объёмов финансирования.
Проведенный анализ, и оценка выполнения Первого направления Программы «Енбек» в части «Обеспечения участников программы «Еңбек» техническим и профессиональным образованием» показал не выполнение намеченных показателей. Так доля выпускников, трудоустроенных в течение 12 месяцев после окончания обучения при плане 94% составила в 2019 году 82,4 %; в 2020 году – 60,5%; в 2021 году – 60,5%.
При этом имеются случаи, когда выпускники трудоустроены не по специальности. Кроме того, по итогам проведенного Управлением образования мониторинга в 2020 году из 886 выпускников в трудоустройстве не подтверждены 329 человек, в 2021 году – из 956 выпускников не подтверждены 249 человек.
Также договора с организациями образования Управлением образования заключены без определения объёмов подушевого финансирования, отсутствуют обоснованность внесения изменений в договорные обязательства и стоимости услуг. Отсутствуют механизм перечисления денежных средств на стипендиальное обеспечение обучающихся по государственному заказу в государственных и частных организациях образования.
Аналогичная ситуация по участникам «Краткосрочного профессионального обучения по заявкам работодателей и востребованным на рынке труда квалификациям и навыкам» (Центр занятости). Так, доля завершивших обучение составляет в среднем 94%, доля трудоустроенных - 71%, при этом, количество обучающихся в последние два года значительно снизилась по сравнению с 2019 годом в 5,7 раза (в 2019 году обучалось 1 234 чел., 2020 году – 220 чел., 2021 году – 213 чел.).
Отсутствует методика определения стоимости краткосрочного профессионального обучения в организациях образования, которая должна была быть утверждена еще в апреле 2020 года Министерством образования, при этом Центром занятости стоимость обучения определена исходя из ценовых предложений учебных заведений.
По слушателям, завершившим краткосрочное профессиональное обучение в 2021 году Центр занятости не обеспечил трудоустройством 79 человек (38,5 %) по полученной квалификации.
Проведенный анализ, и оценка выполнения Второго направления Программы «Енбек» в части предоставления государственных грантов на реализацию новых бизнес-идей также выявил ряд недостатков и нарушений.
Так, из-за отсутствия надлежащего мониторинга реализации бизнес-идей, привело к тому, что 169 субъектов частного предпринимательства, получившие гранты в 2021 году (98 374,6 тыс.тенге), в течении года не вносили индивидуальный подоходный налог, удерживаемого у источника выплаты и другие обязательные платежи.
Не в полной мере осуществлены мероприятия по своевременному возврату государственных грантов, использованных не по целевому назначению.
Также аудитом отмечается недостатки и нарушения по Третьему направлению Программы «Енбек» - «Развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов».
Так, в 2021 году не проведена полноценная «социальная профессиональная ориентация» с привлечением частного агентства, не организованы и не проведены семинары, тренинги и встречи с представителями различных профессий, не проведены тестирование для определения навыков с последующей подготовкой рекомендации о необходимости прохождения профессионального отбора, которые является одним из мер поддержки в целях оказания практической помощи в выборе профессии, смене рода занятий и повышения квалификации с учетом профессиональных знаний, навыков, интересов личности и потребностей рынка труда.
Отмечается низкий процент фактического трудоустройства всех категорий, подлежащих квотированию в сравнении с запланированным количеством рабочих мест (2020 году - 6,5%; 2021 году - 6,4%.), отсутствие в 2019 и 2020 годах специальных рабочих мест, субсидируемых за счет бюджетных средств для трудоустройства инвалидов, при этом, в 2021 году произведено обеспечение всего 10-ти рабочих мест, что составляет 2% от общего количества обратившихся инвалидов. Не дают должного эффекта безработным, трудоустроенным и на социальные рабочие места. Ежегодно значительные средства выделяются для финансирования общественных работ. Однако данный механизм государственной поддержки не способствуют безработным в виде трудоустройства на постоянное место работы, и изменения социального статуса безработного. Так, за последние три года лишь 3,9% безработных трудоустроены на постоянную работу на месте прохождения общественных работ.
Также проект «Первое рабочее место», в котором могут участвовать выпускники, ищущие работу впервые, лица, ищущие работу, безработные лица, независимо от регистрации в центре занятости населения из числа молодежи не старше двадцати девяти лет, в том числе категории NEET, не имеющих опыта работы, и проект «Контракт поколений» показали свою неэффективность (в 2021 году из 91 участников проекта «Первое рабочее место» самовольно досрочно прекратило 30 человек, 61 человек проработали менее 12 месяцев, тогда как по договору требовалось 24 месяца. По проекту «Контракт поколений» работодателем выступил сам Центр занятости, других работодателей не оказалось).
Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств на сумму 46 744,0 тыс.тенге подлежащие возмещению (возмещено до проведения заседания 31 543,6 тыс. тенге), сумма неэффективного планирования бюджетных средств составила 6 274 435,0 тыс. тенге, неэффективного использования бюджетных средств – 1 017 309,5 тыс.тенге, а также установлено 21 процедурных нарушений и 16 системных проблем и недостатков.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.