Итоги государственного аудита эффективности обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью

6 мая 2022 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан.

Ревизионной комиссией по городу Нур-Султан (далее – Ревизионная комиссия) проведен государственный аудит эффективности обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью.   

Аудит показал, что Управлением общественного здравоохранения города Нур-Султан (далее - Управление) и медицинскими организациями, находящихся в ведении Управлению в целом проводится определенная работа, направленная на качественное оказание медицинских услуг.

Вместе с тем, проведенный анализ объектов государственного аудита в рамках показателей государственного аудита выявил ряд системных недостатков и нарушений и наличие резервов для повышения эффективности деятельности Управления и медицинских организации.

Так, установлены нарушения и недостатки касательно корпоративного управления в подведомственных организациях Управления, законодательства Республики Казахстан при планировании и использований бюджетных средств, отмечается невыполнения мероприятий, предусмотренных в Перспективном плане развития инфраструктуры по капитальному ремонту зданий и отсутствия в нем  мероприятий по приобретению медицинского оборудования, отсутствие учета обращений и жалоб по структуре фактов и сути, а также динамике роста/спада обращений по тематическим вопросам. Не надлежащим образом осуществляются некоторые функции Управления, при этом подведомственными организациями допускаются расходы по фонду оплаты труда сверх утвержденной местным исполнительным органом суммы, не обеспечивается гарантийное сервисное обслуживание медицинской техники Поставщиками, наблюдается ежегодная тенденция снижения укомплектованности врачебным и средним медицинским персоналом, размер вакансии в среднем составляет 25%, при этом, не проводится планирование по обеспечению специалистов здравоохранения курсами повышение квалификации и переподготовки кадров и не ведется учет прошедших курсы повышения квалификации, в то же время при направлении   медицинского персонала на обучение за рубежом не соблюдаются требования Правил дополнительного и неформального образования специалистов в области здравоохранения в части стажа их работы.

Выявлены недостатки и нарушения, также в медицинских организациях, подведомственных Управлению, охваченных в ходе аудиторского мероприятия (ГКП на ПХВ «Многопрофильная городская больница № 1» акимата города Нур-Султан,  (далее – МГБ №1, Предприятие); ГКП на ПХВ «Многопрофильная городская детская больница № 2» акимата города Нур-Султан. (далее – МГДБ №2, Предприятие); ГКП на ПХВ «Городская поликлиника № 3» акимата города Нур-Султан (далее – Поликлиника №3, Предприятие)

Так, не приняты меры по расширению уставной деятельности Предприятия (МГБ №1, МГДБ №2), не обеспечена достоверность подтверждения выполненных объемов работ по текущему ремонту кровли здания (МГБ №1), до настоящего времени не проведена соответствующая работа с Управлением активов и государственных закупок города Нур-Султан в целях организации надлежащего учета и контроля за сохранностью основных средств с учетом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета,  архитектурной, градостроительной деятельности, а ограничившись лишь направлением в течении 2018 года писем в Управление здравоохранения, Управление охраны окружающей среды и природопользования, Аппарат акима района «Алматы» об имеющихся фактах не качественно выполненных строительно-монтажных работ (МГБ №1), при наличии отказов в госпитализации обратившихся граждан отсутствует информация о причине их отказа, между тем, имеются случаи простоя койко-мест в стационаре, которые не участвуют в процессе оказания медицинской помощи пациентам, свидетельствующие о не эффективном распределении коек в рамках структурных подразделений МГБ №1 и МГДБ №2, отсутствует учет обращений по существу обращений, протокола рассмотрения обращений, с созданием комиссии из числа опытных специалистов (МГБ №1), по итогам анкетирования пациентов принимаются не полные меры реагирования,  отмечается отсутствие надлежащей деятельности по оценке и исполнению индикатора в части внутрибольничных инфекции (МГБ №1), установлены факты закупа медицинских изделий (МГБ №1) и лекарственных средств (МГДБ №2) по завышенным ценам, неэффективно используются ряд активов в медицинских организациях города, отмечается низкая оснащенность медицинскими изделиями в некоторых подразделениях МГДБ №2 и Поликлиники №3, наблюдается ежегодная тенденция снижения укомплектованности врачебным и средним медицинским персоналом, в тоже время, имеющиеся вакантные единицы не распределяются по другим отделениям предприятия для снижения нагрузки на сотрудников, выявлены нарушения и в вопросах по  заработной плате.

Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств и активов государства на сумму 441 563,5 тыс.тенге, из них подлежащие возмещению 28 591,6 тыс.тенге (возмещено до проведения заседания 4 130,1  тыс. тенге), восстановлению 412 971,9 тыс.тенге (восстановлено до проведения заседания 1 053,1 тыс. тенге), сумма неэффективного планирования средств составила 18 695 083,6 тыс. тенге, неэффективного использования средств составила 2 984 528,3 тыс.тенге, установлены факты упущенной выгоды и экономических потерь на общую сумму 496 258,2 тыс.тенге, а также установлено 182 процедурных нарушений и 60 системных проблем и недостатков.

По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, Предприятию и государственным органам даны соответствующие поручения и рекомендации.