Итоги государственного аудита эффективности деятельности объектов государственного аудита в сфере предпринимательства, а также эффективности реализации отдельных мероприятий «Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса – 2025»

20 января 2022 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности деятельности объектов государственного аудита в сфере предпринимательства, а также эффективности реализации отдельных мероприятий «Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса – 2025». 

Аудит показал, что Управлением по инвестициям и развитию предпринимательства города Нур-Султан (далее - Управление) и Региональным филиалом АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» по городу Нур-Султан» (далее – Филиал Даму, Финансовое агентство) в целом проводится определенная работа, направленная на привлечение инвестиции, развитие туризма, обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства.

Вместе с тем, имеются значительные резервы для повышения эффективности деятельности Управления в указанных направлениях. 

Управлением предпринимательства не проводится соответствующая работа по исполнению мероприятий «Сервисная поддержка потенциальных и действующих экспортеров» и «Внедрение сервиса пост-инвестиционного обслуживания инвесторов», предусмотренных Планом мероприятий по привлечению инвестиции. Не разработана «региональная экспортная стратегия на 2020-2025 годы», регламентированная Планом мероприятий Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1050 (далее - ГПИИР).

Отсутствует в Управлении работа и соответсвующий мониторинг развития и продвижения экспорта. В связи с чем, не надлежащим образом исполняется требования Плана мероприятий ГПИИР в части организации работы по формированию и постоянной актуализаций реестра потенциальных и действующих экспортеров.

В нарушение Предпринимательского кодекса (подпункт 2) пункта 2 статьи 105) в Управлении отсутствует утвержденная карта поддержки предпринимательства регионов.

Также не надлежащее исполнение работниками задач и функции Управления по повышению конкурентоспособности экономики города и развитие технологических инноваций свидетельствует о некачественном формировании «Целевых индикаторов» ПРТ на 2021-2025 года города Нур-Султан при определении приоритетных направлений развития региона во взаимоувязке с направлениями, обозначенными вышестоящими документами Системы государственного планирования.

Управлением при разработке бюджетным программ не указываются основные нормативные правовые акты, являющиеся правовой основой для планирования и использования бюджетных средств, в отдельных случаях принятые показатели конечного результата не характеризуют количественно измеряющие достижение цели, не конкретизируется наименование конечного показателя.

Аудитом исполнения обязательств по договорам в рамках выделенных объемов бюджетных средств также установлены ряд нарушений и недостатков.

Так, ТОО «Astana Invest» не надлежащим образом выполняются функции регионального фронт-офиса.

Имея в штате структурное подразделение, специализирующее по разработке и проведению маркетинговых работ, действия ТОО «Astana Invest» за счет заключения договора о государственных закупках с ТОО «Batys Consult» (2020 год) и ИП «Нургалиев Е.К.» (2021 год) на закуп услуг по проведению маркетинговых и аналогичных кампаний, способствовало к экономическим потерям местного бюджета на сумму 31 210,3 тыс.тенге (бюджетная программа 021 «Регулирование туристской деятельности»).

АО «ForteBank» при распределении кредитных средств неправомерно определил ИП «Самұрық» конечным заемщиком, так как данный субъект предпринимательства не зарегистрирован на территории города Нур-Султан и состоит на налоговом учете в Целиноградском районе Акмолинской области. 

Также в нарушение бюджетного законодательства, Правил субсидирования и Правил гарантирования необоснованно просубсидированы проект уже принятый в эксплуатацию (39 723,9 тыс.тенге) и 5 проектов СЧП, не относящиеся к наиболее пострадавшим секторам экономики (717,4 тыс.тенге) и превышена сумма гарантии по 3 кредитам предпринимателей (срок регистрации более 3-х лет) на сумму 4 338,7 тыс.тенге, в том числе за счет бюджетных средств – 867,7 тыс.тенге.

Кроме того, в ходе изучения субъектов частного предпринимательства (СЧП), получившие господдержку, установлено, что была оказана финансовая помощь в сумме 184 970,8 тыс.тенге в виде субсидирования и гарантирования кредитов по 23 проектам, которые реализуются в других регионах Республики Казахстан. Тогда как, данные бюджетные средства были определены Министерством национальной экономики и маслихатом города Нур-Султан для поддержки и развития предпринимателей столицы.

Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений по поступлениям в бюджет на сумму 550,0 тыс.тенге, подлежащих поступлению и поступивших в ходе аудита.

Также, установлено финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств и активов на сумму 242 885,2 тыс.тенге, подлежащие возмещению (возмещено до проведения заседания 145 954,1 тыс. тенге), сумма неэффективного планирования бюджетных средств составила 217 443,2 тыс. тенге, неэффективного использования бюджетных средств составила 464 234,6 тыс.тенге, сумма возможных экономических потерь составило 1 116 441,7 тыс.тенге, а также установлено 60 процедурных нарушений и 28 системных проблем и недостатков.

По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.