Итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств и управления активами государства в жилищной сфере, а также обеспечения полноты и своевременности неналоговых поступлений в местный бюджет
23 декабря 2021 года на очередном заседании Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан подведены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств и управления активами государства в жилищной сфере, а также обеспечения полноты и своевременности неналоговых поступлений в местный бюджет.
Государственным аудитом охвачено 3 объекта, из них Управление жилья и жилищной инспекции города Нур-Султан (далее – Управление жилья), а также его две подведомственные организации КГП на ПХВ «Городская недвижимость» (далее – Предприятие Горнедвижимость) и КГУ «Жилищный фонд» (далее-Учреждение Жилфонд).
В целом Управлением жилья как администраторам выполняются мероприятия, предусмотренные в рамках запланированных бюджетных средств, однако выявлен ряд нарушений и недостатков, отдельные из них имеют системный характер.
Так, при составлении бюджетных программ некорректно определены прямые и конечные показатели, установлено неэффективное планирование и использование бюджетных средств, допущенное по причине неверного применения нормативно-правовой базы.
Анализ деятельности объектов аудита показал, что в Управлении жилья и его подведомственных организациях допускаются отдельные нарушения и недостатки в виде некорректного составления планов работ как объекта, так и его структурных подразделений, некорректного составления номенклатуры дел, положений об отделах.
В Управлении жилья не на должном уровне исполняются функций по реализации государственной политики в сфере жилищных отношений, в части перехода многоквартирных жилых домов на объединения собственников имущества или простое товарищество, а также низкое исполнение контрольных функций отдельных структурных подразделений Управления.
Анализ деятельности Управления жилья также показал наличие излишней функции по вынесению проекта постановления акима о повторном предоставлении жилья при пролонгации договоров найма жилья.
Предприятие Горнедвижимость осуществляет основной вид деятельности по освобождению земельных участков и сносу зданий, с выплатой компенсаций собственникам без присвоения, соответствующего ОКЭД (общий классификатор видов экономической деятельности).
В связи с отсутствием механизма регулирования взаимодействия между Управлением жилья и Учреждением Жилфонд дублируются отдельные полномочия.
Также, в Предприятии Горнедвижимость и Учреждении Жилфонд отмечено нерациональное управление трудовыми ресурсами при применении практики откомандирования своих работников в другие организации на длительный период.
Кроме того, не утверждение местным исполнительным органом системы оплаты труда привели к неэффективному использованию средств в Предприятии Горнедвижимость.
Оценка финансово-хозяйственной деятельности Предприятия «Горнедвижимость» выявила имеющиеся финансовые риски, в связи с наличием дебиторской и одновременно кредиторской задолженности на крупную сумму, а также наличие денежных средств в ликвидированном банке.
Несоблюдение строительных норм при физическом сносе зданий и сооружений Предприятием Горнедвижимость и Учреждением Жилфонд повлекли необоснованную оплату непредвиденных работ и затрат, расходов в зимнее время, сметной прибыли на стоимость строительного материала, а также необоснованной установки временного ограждения территории объекта сноса.
В связи с несоблюдением натуральных норм при списании ГСМ нерационально и необоснованно использовались финансовые ресурсы в Предприятии Горнедвижимость.
Анализ мероприятий по обеспечению полноты и своевременности неналоговых поступлений в местный бюджет показал не корректное планирование прогнозных поступлений, а также имеющиеся факты задолженности за аренду и приватизацию жилья из коммунального жилищного фонда.
Кроме того, установлен пробел в законодательстве при определении арендной платы за жилье, предоставляемое из коммунального жилищного фонда.
Повсеместно отмечены нарушения в ведении бухгалтерского учета в виде несвоевременного отражения финансовых операций, а также неведения регистров бухгалтерского учета.
Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений по поступлениям в бюджет на сумму 118 614,2 тыс.тенге, подлежащих поступлению и поступивших в ходе аудита.
Также, установлено финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств и активов государства на сумму 68 743,5 тыс.тенге из них подлежащие возмещению 12 179,1 тыс.тенге, восстановлению 56 564,4 тыс.тенге, сумма неэффективного планирования бюджетных средств составила 12 955 646,0 тыс. тенге, неэффективного использования бюджетных средств составила 1 432 699,0 тыс.тенге, а также установлено 84 процедурных нарушений и 31 системных проблем и недостатков.
В целях устранения установленных нарушений и недостатков, Ревизионной комиссией выработаны поручения и рекомендации и направлены объектам аудита.